Софья Эрнст
Актрисе МХТ и музе Ренаты Литвиновой выпала знатная роль искусствоведки-парвеню в выдающемся касте сериала «Содержанки» Константина Богомолова. Ко второму сезону масштаб персонажа Софьи растет: старлетка Мопассана превращается в героиню древнегреческой трагедии.
Хотя «Содержанки» побили все рекорды просмотров, многие называют сериал Богомолова guilty pleasure. Почему?
Знаешь, ты не первая, кто называет сериал именно guilty pleasure. И говорят так, кстати, в основном интеллектуальные, даже чопорные в своей интеллектуальности люди.
Соня, я же звоню тебе из Петербурга!
Родной город! Я еще и такое сравнение слышала: «Мы ждали четверга (новая серия выходила каждый четверг. — Прим. ред.) и устраивались поудобнее подальше ото всех — это как будто съесть упаковку чипсов!»
А не странно, что в общем-то классический салонный сюжет — вспомним вечера Анны Павловны Шерер и «Евгения Онегина» — вызвал такую реакцию? История стара как русский мир! Мы же помним, кого Татьяна любила и за кого вышла замуж.
Вот Татьяну, пожалуйста, не трогай! Я за нее, знаешь! Вспомни: «Все были жребии равны». Притом она была не такой, как все! Я бы назвала ее drama queen — она действительно пережила большую трагедию. Сначала Онегин, потом гибель Ленского и сестра быстро венчается с первым встречным, заезжим уланом. По тем временам такое событие бросало тень на семью. Этот сюжет к «Содержанкам» никакого отношения не имеет. Хотя, если вдуматься, этот сериал — действительно такая классическая салонная история. Вот и в «Евгении Онегине» были очень живо описаны светские типажи. Видимо, эта игра всегда волновала и будоражила современников — было интересно и найти себя, и разгадать, кто есть кто: «О! Да! Я вот такого узнаю! И такую знаю!» Думаю, что в сериале цепляет ажиотаж узнавания. Некоторые мои знакомые так и реагировали: «Дада-да. Узнаю-узнаю…» (Смеется.)
Такие ребусы — идеальная манипуляция зрителем!
Ну а как иначе? Но, конечно, речь не идет о конкретных персонажах. Константин Юрьевич прекрасно поработал именно с типажами. Типажи — эдакий проход по верхам, собирательные образы, но каждому он прописал сложную историю, личную драму. Богомолов — очень умный, тонкий режиссер, и ум его плетет кружева, вырисовывает замысловатый узор. Все больные точки персонажей обозначены лишь намеком, поэтому их интересно разгадывать. В «Анне Карениной», например, вся внутренняя жизнь выворачивается наизнанку, со всеми внутренностями, со всеми кишками, а здесь одна сплошная недосказанность. Моя героиня, — и мне это нравится, — это один большой вопрос. И большой частью аудитории, мне кажется, именно из-за этого она была не принята. И я, актриса, исполнившая эту роль, была не принята вместе с ней — восприятия срослись. Я это понимаю. Что думаю я по поводу этого персонажа, объяснять бесполезно. Зачем рассказывать про рабочую кухню? Это испортит впечатление. У моего мужа есть такая классная история: в юношестве он часто приходил в гости к другу, и его еврейская бабушка всегда готовила что-то очень вкусное. И однажды на комплимент: «Как вкусно у вас!» — она ответила: «Ой, знали бы вы, из какого говна все это сделано!» Вот и в кино так же. Из какого «всякого разного» все это состряпано! Там такое подтянуто из личного опыта, что не хотелось бы это вскрывать. Есть конечный продукт, он и отдан на суд зрителям.