Век с инсулином: история одного из важнейших открытий в истории человечества
О сахарном диабете человечеству известно уже более 3,5 тысячи лет, а вот прорыв в лечении этой болезни случился лишь 100 лет назад, 27 июля 1921 года
Первый трактат с описанием диабета — папирус Эрбеса, древнеегипетское медицинское сочинение — датируется 1500 годом до н. э. То есть люди жили с диабетом тысячелетия, и только 3,5 тысячи лет спустя им удалось достичь прорыва в лечении недуга. «Вокруг света» вспоминает печальную историю открытия инсулина и некоторые важные факты о нем.
На коварное заболевание, которое выражалось в том числе в постоянной жажде и учащенном мочеиспускании, обратили внимание еще в древности, но версии докторов были весьма экзотическими. Так, греческий врач Аратеус Каппадокийский считал, что мышцы и кости у больных «расплавляются и выделяются с мочой». Он-то и дал недугу название «диа-байно», то есть «проходящее сквозь». Доктор имел в виду жидкость, которая не задерживалась в теле. Жили такие больные недолго — максимум несколько лет. И эти годы были довольно мучительными: строгие ограничения, безуглеводная низкокалорийная диета, зачастую истощение. Лечить их пытались разными средствами — от коньяка до двууглекислой соды с солью. Само собой, безрезультатно.
Уже много позднее, в 1869 году, в Берлине молодой студент Пауль Лангерганс тестировал новый микроскоп, исследуя препарат поджелудочной железы. Он обратил внимание на необычные клетки, ранее никем не описанные: маленькие, с круглыми ядрами, однородного содержимого, многоугольной формы. Пауль был на пороге великого открытия, но не стал рассматривать находку внимательнее. Тем не менее именно его именем эти клетки были названы впоследствии — сегодня они известны как «островки Лангерганса».
Спустя несколько лет у ученых возникла мысль, что именно эти островки выделяют фермент, важный для пищеварения. А вот немецкий физиолог Оскар Минковски решил эту мысль опровергнуть. Он настаивал, что поджелудочная железа вообще не участвует в процессе. В качестве доказательства он удалил поджелудочную у нескольких собак и принялся наблюдать за ними. Поначалу всё выглядело неплохо: животные нормально ели, кишечник отлично функционировал. Правда, они пили много воды, а еще были вялыми, что было списано на последствия полостной операции. И совершенно случайно было замечено, что на мочу подопытных собак тучами слетаются мухи. Минковски взял ее на анализ. Его триумф в научном сообществе не состоялся: в моче зашкаливал сахар, который и привлекал насекомых.