Коллеги и друзья Ильи Сегаловича пытаются описать масштаб его личности

EsquireРепортаж

Русский Джобс: каким был сооснователь "Яндекса" Илья Сегалович

Esquire попросил многочисленных коллег и друзей сооснователя “Яндекса” Ильи Сегаловича описать масштаб его личности. Каким был программист и предприниматель, создавший самый успешный российский интернет-поисковик и — попутно — подаривший тепло и заботу десяткам осиротевших детей.

Вера Рейнер

Евгений Дудин / Коммерсантъ

Евгений Дудин / Коммерсантъ

«Хорошо было, было очень хорошо, — говорит Аркадий Волож, сооснователь „Яндекса“, с экрана. — Хорошо и правильно. И весело. И глубоко». И не смотрит в камеру. Только на игрушечного лося, сидящего перед ним на столе. Дергает его за длинные ручки. Лось — тотемное животное компании уже лет 10–15. Когда-то у «Яндекса» был слоган: «Найдется все». Нашлось, «наш лось» — такой каламбур.

Это кадры из фильма — посвящения Илье Сегаловичу, вышедшего ко дню его рождения — уже после того, как Илья умер. Это случилось 27 июля 2013 года. Ему было 48.

На мемориальной странице Ильи — десятки воспоминаний разных людей. Кто-то знал его два часа, потому что летел с ним в самолете, кто-то — 20 лет. Кто-то, как Аркадий Волож, — со школьной скамьи: будущие основатели «Яндекса» познакомились в седьмом классе. А кто-то с ним вовсе не был знаком — и все-таки Илья Сегалович оставил след и в их жизни. На черно-белой фотографии он смеется и выглядит очень добрым. Наверное, основатели миллиардных компаний должны выглядеть по-другому. И уж точно не прыгать перед детьми в гриме и с красным носом в составе команды клоунов. А Илья Сегалович — прыгал. И надевал красный нос, веселя детей в детских домах, когда в очередной раз привозил в Россию Патча Адамса — известного врача и больничного клоуна.

Илья Сегалович и Аркадий Волож празднуют первичное публичное размещения (IPO) на бирже NASDAQ, в ходе которого привлекли $1,3 млрд, 2011 год. Mark Lennihan / AP / East News

«Любой, кто начинал общаться с Ильей, попадал под его обаяние. Он очень воодушевлял. Да и сам был всегда воодушевлен перспективами и идеями. И настолько искренне об этом рассказывал... Эта его аура — как наркотик. Хочется быть в такой компании, с таким человеком — и что-то большое и значимое делать вместе».

Илью невозможно не любить — соглашаются все собеседники Esquire. Например, Александр Крайнов, руководитель лаборатории машинного интеллекта «Яндекса», встретил Сегаловича 11 лет назад — и судьба его, говорит он сам, была предопределена: «Любой, кто начинал общаться с Ильей, попадал под его обаяние. Он очень воодушевлял. Да и сам был всегда воодушевлен перспективами и идеями. И настолько искренне об этом рассказывал... Эта его аура — как наркотик. Хочется быть в такой компании, с таким человеком — и что-то большое и значимое делать вместе».

«От общения с ним, — соглашается Григорий Бакунов, директор по распространению технологий „Яндекса“, известный как bobuk, — было ощущение, что возможно все. Это в каком-то смысле как влюбленность». В чем секрет обаяния Сегаловича? Кто-то говорит — в честности, которая вообще была основополагающей чертой характера Ильи. Кто-то — что в увлеченности, страсти. Кто-то — что в умении смотреть в самую суть. И даже в том, что он сам глубоко понимал то, чем занималась компания. Потому что для технарей важно, чтобы те, кто ими руководит, умели не только руководить — но и программировать. Сам Илья, говорит Бакунов, программировать «непосредственно руками» перестал года за 3-4 до смерти — попросту не хватало времени. У него ведь кроме компании была и большая семья — они с женой Марией давали приют детям из детских домов и воспитывали собственных.

Так было не только с программированием: он мог, например, вспоминает Елена Бунина, в то время занимавшаяся образовательной программой «Яндекса», составить программу учебного курса, пока поднимался в лифте на седьмой этаж. А местные лифты, напоминает Елена, ездят быстро.

Обаяние, впрочем, не разложишь по формуле. Как и целого человека не уложишь в несколько тысяч знаков. Илья Сегалович не любил церемоний и иерархий. Со всеми общался на равных. Не ждал на совещании, когда ему пододвинут стул. Не было мест — садился на пол. «Большинство людей в „Яндексе“, — говорит Александр Крайнов, — Илью называли Илюшей. Он всегда, идя по коридору, с каждым здоровался. И к каждому у Ильи было какое-то дело. Какой-то факт, который именно этому человеку он хотел сообщить.»

«Илья не создавал дистанции между собой и окружающими»

«Илья не создавал дистанции между собой и окружающими, — рассказывает Роман Иванов, руководитель десктопной версии „Яндекс.Браузер“. — С одной стороны — основатель, технический директор компании, в которой работали уже тысячи человек. C другой — со всеми на короткой ноге. Готов пообщаться с любым. Не обязательно о работе. Представьте: вы на конференции по интернет-бизнесу. Доклады идут один за другим. В перерывах между ними выходите на улицу — и там на газончике Сегалович. Учит людей жонглировать».

Жонглировать он очень любил. Устраивал уроки и на корпоративах, и на деловых конференциях. Роман жонглировать не научился и не пытался: плохая координация. Зато вспоминает коллегу, который благодаря Илье открыл в себе этот талант. И теперь в свободное от работы в «Яндексе» время ездит на слеты жонглеров.

Пресс-служба «Яндекса»

При этом Сегалович не был фигурой, отлитой из бронзы. Он увлекался и срывал встречи: вместо запланированного говорил о своем, о том, что вдруг его захватило. А сегодня наверняка был бы из тех начальников, которые пишут в чаты круглые сутки — и ночью, и в выходные. Едва придет что-то в голову — а в его голову что-то приходило постоянно. В общем-то, он так и поступал — просто возможности связи были еще не те. «Илья был человек одновременно и очень широко смотрящий, и готовый опуститься на уровень маленькой, конкретной проблемы, — объясняет Дмитрий Иванов, руководитель „Яндекс.Дзена“. — Каждый день устраивал нам бомбардировку сообщениями — и планетарного масштаба, и „исправьте здесь маленькую ошибочку“. Все, что может быть улучшено, должно быть улучшено — и компромиссов в таких вопросах он не терпел. „Нет времени“, „и так работает“, „есть задачи приоритетней“ — никакие оправдания не принимались. Все это для него было проявлением равнодушия, избыточного рационализма, которых он не выносил. Что, конечно, идет продукту на пользу — но иногда эта категоричность бывает... сложной».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отец русского ленд-арта. Большое интервью с основателем «Никола-Ленивца» Николаем Полисским Отец русского ленд-арта. Большое интервью с основателем «Никола-Ленивца» Николаем Полисским

Художник Николай Полисский о том, в чем состоит миссия художника

Esquire
Магнитное пересоединение экспоненциально быстро лишило черную дыру магнитного поля Магнитное пересоединение экспоненциально быстро лишило черную дыру магнитного поля

Физики провели моделирование намагниченной черной дыры, окруженной плазмой

N+1
Киберпсихологи, авитологи и дизайнеры эмоций: профессии настоящего Киберпсихологи, авитологи и дизайнеры эмоций: профессии настоящего

Какие из необычных профессий наиболее актуальны для бизнеса прямо сейчас

Inc.
Думали дурь, оказалось – тренд: какие тенденции прижились, хотя никто не верил Думали дурь, оказалось – тренд: какие тенденции прижились, хотя никто не верил

Дикая на первый взгляд идея иногда незаметно становится чуть ли не классикой

Cosmopolitan
7 лучших фильмов ужасов про космос 7 лучших фильмов ужасов про космос

«В космосе никто не услышит твоего крика»

Maxim
«Воскресная тревога»: почему мы нервничаем перед началом новой рабочей недели «Воскресная тревога»: почему мы нервничаем перед началом новой рабочей недели

Разве вы хотите начинать новую неделю в тревожно-тоскливом настроении?

Psychologies
Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то, кроме чиновников и шпионов? Андрей Фёдоров делает блокирующие чехлы для телефонов с помощью технологии 1836 года. Нужны ли они кому-то, кроме чиновников и шпионов?

CEO Velter — как шил первые чехлы и искал покупателей на Facebook

Inc.
У блокады женское лицо: пронзительные воспоминания жительниц Ленинграда У блокады женское лицо: пронзительные воспоминания жительниц Ленинграда

Истории женщин, переживших чудовищное время блокады

Cosmopolitan
«Научные споры о происхождении человека». Отрывок из книги антрополога Криса Стрингера «Остались одни» «Научные споры о происхождении человека». Отрывок из книги антрополога Криса Стрингера «Остались одни»

Почему из всех видов первобытных людей на Земле остались только Homo sapiens?

СНОБ
Гений адаптации: как еноты захватили мир Гений адаптации: как еноты захватили мир

Енот — настоящий мультизверь. Он удачно собрал в себе черты разных животных

Вокруг света
Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу Как Олимпиада показала скейтбордингу женскую перспективу

На Олимпийских играх в Токио дебютировал скейтбординг — с победами юных девушек

РБК
Грязные игры Грязные игры

Вольная дачная жизнь открывает перед малышами новые возможности

Лиза
Навстречу солнцу Навстречу солнцу

Какая защита от вредных ультрафиолетовых лучей нужна твоей коже?

Лиза
Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать! Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать!

После очередного окрашивания или завивки ты в ужасе от состояния волос?

Cosmopolitan
7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке 7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке

Иногда то, что ты видишь на экране, — вовсе не гениальная игра актеров, а правда

Maxim
«Зверски избили!»: как пострадали дети Стаса Пьехи, Саши Зверевой и других звезд «Зверски избили!»: как пострадали дети Стаса Пьехи, Саши Зверевой и других звезд

Дети звезд, которым пришлось столкнуться с агрессией и жестокостью

Cosmopolitan
Только без паники! Только без паники!

Продукты и напитки, которые усиливают тревожность, и наоборот

Лиза
Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...» Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...»

Барбара Брыльска всю жизнь гонялась за счастьем и любовью

Коллекция. Караван историй
«Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос «Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос

Глава романа о легендарном главном редакторе Cosmopolitan Хелен Герли Браун

Forbes
За люриком под парусами За люриком под парусами

Странные чувства теребят меня после очередной северной экспедиции

Наука и жизнь
Дмитрий Бычков и Варвара Шаталова: Дмитрий Бычков и Варвара Шаталова:

Дмитрий Бычков и Варвара Шаталова — о скалолазании и любви

Караван историй
Закалка давлением повысила критическую температуру сверхпроводника Закалка давлением повысила критическую температуру сверхпроводника

Физики научились сохранять высокотемпературную сверхпроводимость селенида железа

N+1
Непокорная и неподкупная: как афроамериканка Ширли Чисхолм боролась за пост президента США Непокорная и неподкупная: как афроамериканка Ширли Чисхолм боролась за пост президента США

Чернокожая женщина, которая жила в XX веке и осмелилась быть собой

Forbes
Вкусовая палитра: 7 натуральных пищевых красителей Вкусовая палитра: 7 натуральных пищевых красителей

Яркие красители обычно являются синтетическими, но бывают и исключения

Вокруг света
Актеры и режиссер сериала Happy End — о первой работе, постельных сценах и счастливом конце Актеры и режиссер сериала Happy End — о первой работе, постельных сценах и счастливом конце

Интервью со звездами сериала Happy End

Esquire
Растения никогда не поработят людей. Правда же? Растения никогда не поработят людей. Правда же?

Что растения могут предъявить против людей?

Популярная механика
Стюардесса Стюардесса

Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

Лиза
В Габоне нашли останки людей доколониальной эпохи с деформированными черепами В Габоне нашли останки людей доколониальной эпохи с деформированными черепами

Археологи обнаружили в пещере Ирунгу тысячи человеческих останков

N+1
Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet

Rocket Internet создала сотни рабочих мест и привлекла внимание к рынкам

VC.RU
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Открыть в приложении