Всегда в доступе
Больше половины сотрудников российских компаний продолжают работать в отпуске. Это вписывается в модный тренд workation, к которому некоторые эксперты относятся скептически
Распространение удаленки и гибридных графиков стерло границы между работой и личным временем. Согласно совместному исследованию HR-холдинга Ventra и сервиса путешествий «Купибилет», более половины россиян (52%) продолжают работать во время отпуска.
30% опрошенных готовы взяться за работу в отпуске только в случае форс-мажора, а еще 12% продолжают работать в привычном формате, будто они и вовсе не в отпуске.
При этом 55% сходятся в том, что работа мешает отдыху, а еще четверть – расценивают это как вынужденную меру. Каждого пятого устраивает вовлеченность в рабочие задачи в нерабочее время.
В опросе приняли участие более 1200 респондентов.
Размытые границы
Во время пандемии в обиход многих компаний в разных уголках земного шара вошел термин workation (от двух английских слов – work и vacation, т. е. работа и отпуск), который означает, что удаленный работник переехал, но продолжает работать на своего работодателя, а параллельно знакомится с достопримечательностями нового места. Термин сам по себе был не нов. Его впервые использовала в 2013 г. основательница компании Science of People Ванесса Ван для описания своего шестилетнего странствования по миру, в течение которого она продолжала работать.
Однако в пандемию формат workation стал необыкновенно популярен благодаря бурному развитию технологий удаленной работы, и интерес к нему продолжает расти. Так, исследование, проведенное в 2024 г. компанией в сфере аналитики рынка путешествий EY Future Travel Behaviors, показало, что каждый второй европейский путешественник планирует в будущем совмещать работу и отдых. Особенно большой интерес этот формат вызывает у молодежи.
61% россиян совмещают работу и путешествия летом, а 34% – зимой, согласно совместному исследованию «Нетологии» и сервиса «Туту»
В России формат совмещения работы с путешествиями тоже становится все более распространенным, говорит руководительница PR-проектов сервиса путешествий «Туту».
По данным совместного опроса «Туту» и образовательной платформы «Нетология», 57% респондентов уже успели поработать в таком формате из других регионов, еще 10% – из-за границы. Чаще всего люди уезжают на 1–3 недели, 19% – на месяц и дольше.
В ряде западных исследований формат workation рассматривается как положительный тренд, направленный на улучшение самочувствия сотрудников, снижения у них стресса, повышения креативности и производительности. Однако есть и обратная сторона медали. После того как произошел массовый переход на удаленку и большинство работодателей адаптировали этот формат, работающих на отдыхе стало больше. Но в результате появилось ощущение, что сотрудник в отпуске – это тот же работающий удаленно специалист, отмечает руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании Uteam Анна Четаева.
Удаленный формат работы размывает границы между рабочим временем и отдыхом, соглашается директор консалтингового направления стаффинговой группы Ancor Юлия Подоксенова. «Люди на удаленке работают в любое удобное для них время, и это привычное поведение легко может захватывать и отпускной период». По мнению собеседницы, также имеют значение и особенности поколения: молодые сотрудники не расстаются с мобильными устройствами и легко реагируют на рабочую переписку даже на отдыхе.
Опасный режим
По данным ВЦИОМа, каждый четвертый работающий россиянин сегодня полностью или частично трудится из дома. «Эта практика раздвинула границы между личной жизнью и работой, а заодно создала новую норму – постоянной доступности. Сегодня особенно руководители и специалисты высокого уровня остаются «на связи» практически круглосуточно, независимо от географии», – замечает вице-президент «Опоры России», председатель комитета по эффективному производству и производительности труда Дмитрий Пищальников.