Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

На белой форме Уимблдона особенно легко заметить спонсорские нашивки — на груди или рукавах теннисистов, причем, как попавших в основную сетку из второй сотни, так и игроков первой десятки. Однако даже у большей части топ-10, у которых нет проблем с партнерами, форма остается девственно белой, не считая логотипа экипировщика. Forbes Sport рассказывает, почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики «Формулы-1» или футболисты и в чем особенность патчей как вида спонсорских активаций.
Контракт на спонсорство в теннисе вовсе не означает, что игрок будет играть с нужным логотипом на всех турнирах, иначе Роджер Федерер, Рафаэль Надаль, Серена Уильямс или Мария Шарапова на пике своей карьеры превратились бы в доски объявлений. Спонсорство в теннисе, как и в некоторых других видах спорта, имеет свои креативные проявления, однако нашивки на форму все равно остаются частью бизнеса.
Бьорн Борг, Ли На и соперник Джимми Коннорса: кто познакомил теннис со спонсорскими нашивками
Еще Бьорн Борг и некоторые его современники на корте в конце 1970-х стали появляться на турнирах со спонсорскими нашивками на форме. В элитарном, традиционном и очень консервативном виде спорта такие нововведения встретили с неодобрением. Игроки ни в коем случае не могут походить на рекламные щиты. Правила в отношении нашивок регулировались и теннисными управляющими органами, и экипировщиками, которые подписывали контракты с подающими надежды теннисистами и не хотели видеть на своей форме логотипы других брендов, пусть интересы с ними и не пересекались. Считается, что прорыв в этом отношении совершил Макс Айзенбад, работавший, в том числе и с Марией Шараповой, но революцию он совершил, устраивая контракты китайской теннисистки Ли На.
В одном из своих подкастов Энди Роддик, американский теннисист и победитель US Open-2003, рассказывал, что счастливые обладатели контрактов с Nike не имели право наносить на экипировку спонсорские нашивки. «Есть Шараповы, есть Надали, и есть такие парни, как я... Мы любим добавлять всякое, чтобы компенсировать тот факт, что не умеем бить слева», — говорил он. И попросил Айзенбада рассказать, как он добился для Ли На исключения из правил.
«На моем надгробии, вероятно, будет написано, что я был первым агентом, который добился от Nike разрешения на использование нашивок», — сказал тогда Айзенбад. И поведал, что Ли На в то время только закончила бороться с китайским правительством, чтобы сохранить хотя бы 80% своих доходов (законы государства предполагали, что большая часть заработка теннисистки отправляется в казну), и хотела быстро заработать чуть больше денег. Контракт с Nike тогда приносил ей $50 000, а один из китайских брендов экипировки готов был предложить Ли На $1,2 млн, но та отказалась — она хотела остаться с Nike. Агенту пришлось выкручиваться.
Никаких шансов, что Nike заплатит ей столько же, не было, и в итоге Айзенбад договорился (а Ли На к тому времени уже показывала на корте замечательные результаты), что орегонская компания заплатит половину от желаемой суммы, но даст возможность клеить патчи на форму хотя бы на китайских турнирах. «Вы сможете оправдаться перед всем миром, перед Шараповыми и Федерерами, что разрешаете нашивки только в Китае. Они согласились, и контракт был подписан в течение 24 часов», — рассказывал Макс Айзенбад.
Если мы посмотрим на спортсменов Nike прямо сейчас, то увидим, что большинство из них все же выступает без дополнительных логотипов. В женском Туре нашивки носят Чжэн Циньвэнь (тоже китаянка), а также Александра Эала, филиппинская сенсация этого года, олимпийская чемпионка Парижа-2024 в парах Сара Эррани и выступающая за Японию маркетинговая звезда и экс-первая ракетка мира Наоми Осака. В таких случаях контракт с экипировщиком может предполагать уменьшение суммы, но разрешение носить логотипы.