«Бруталист»: каким получился монументальный каннский эпос Брэйди Корбета с Эдрианом Броуди

В сети вышел «Бруталист» — интернациональный эпос американца Брэйди Корбета, презентованный в итальянской Венеции и рассказывающий о судьбе венгерского еврея в исполнении потомка венгерских евреев Эдриана Броуди. Монументальная, основательная, сделанная из твердого металла и человеческих жил картина замахивается стать большой современной классикой — фильмом, которых почти не снимают. Кинокритик Елена Зархина разбирается в потайных ходах, скрытых пространствах и величии этого уникального киносооружения.
1947 год, Вторая мировая война позади. Но для многих выживших эмигрантов борьба за выживание продолжается. В их числе Ласло Тот — в прошлом успешный венгерский архитектор, переживший «лагерь смерти», гитлеровский режим, разлученный с женой Эржебет (Фелисити Джонс) и перебравшийся в поисках лучшей жизни в Америку. Там его встречает кузен Аттила (Алессандро Нивола), предоставивший кров и работу. Ласло устраивается дизайнером мебели в салон брата и мечтает придумать, как в условиях страшной бюрократии суметь перевезти к себе жену.
Но на новом месте долго удержаться у Тота не получается: вопреки гостеприимству Аттилы, герой-мигрант чувствует себя лишним человеком. Прогоняет прочь его и успешный миллионер Харрисон Ли Ван Бюррен (Гай Пирс), чей сын придумал сюрприз для родителя: заказал дизайнерскую реновацию семейного особняка. Но Ван Бюррен не любит сюрпризы и незваным гостям не рад. Однако спустя время остывает и узнает, что прогнанный им Ласло Тот на родине был успешным архитектором, работавший в грубом и бескомпромиссном стиле брутализма.
Бизнесмен приглашает Тота поработать над уникальным проектом в честь умершей матери Ван Бюррена: создать монументальный центр с библиотекой, лекторием, часовней и выставочными залами. Опьяненный предоставленной возможностью Тот соглашается, не представляя, чем это все для него обернется. Ведь в этом проекте схлестываются сразу две непреодолимые силы: необъятные амбиции заказчика и неограниченный талант архитектора. Пока один будет строить условный монумент нового, послевоенного мира, второй будет требовать памятник себе: из камня, бетона, пота, крови и слез людских.

Плох тот американский художник (в широком смысле), который не мечтает создать свой великий американский роман. Брэйди Корбет («Детство лидера», «Вокс люкс») такой роман снял. Для этого ему потребовался талант жены, соавтора сценария Моны Фаствольд, семь лет терпения, за которые Корбет отчаянно пытался продать проект продюсерам, и глобальное видение оператора Ли Кроули. В фильме снятая им картинка такая, словно у пространства в кадре нет границ: мир в его представлении бескраен, величествен и всегда страшно уменьшает в размерах человека, который тут едва ли венец творения — скорее маленькая деталь, незначительный болтик в конструкции мира.