Веди себя по-человечески: разбираемся в вопросах этичности искусственного интеллекта
Esquire и директор по технологиям искусственного интеллекта «Тинькофф» Павел Калайдин разбираются в вопросах этичности искусственного интеллекта на примере романа Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце».
Проблематика романа «Клара и Солнце»
В недалеком будущем некоторым подросткам необходим искусственный друг или искусственная подруга на время обучения в средней и старшей школе. Андроид Клара становится такой подругой для девочки Джози, которая очень нездорова — неизвестно даже, сможет ли она окончить школу. Кларе вместе с Джози предстоит пройти полный испытаний путь и исполнить свое предназначение.
Кажется ужасно несправедливым, что Клара вынуждена находиться в эксплуатируемом положении, однако она не уступает людям в том, что мы обыкновенно считаем главным, — в человечности.
Esquire: Начнем с прямого вопроса: о чем роман? Какая тут главная мысль?
Павел: Я думаю, роман описывает неизбежный процесс: роботы будут становиться еще более человечными, а люди — роботизированными. Отрицать это бесполезно, бояться — тем более. Сейчас важно думать, как с этим переходом жить и не потерять в процессе все, что мы ценим и любим.
E.: То есть события в романе близки к реальности? Это будущее, которое уже наступило?
П.: Не совсем. Клара и ее навыки — это пока далекое будущее. Такой функционал и целеполагание, как у нее, пока недоступны существующим роботам. Мы в начале пути: подтверждение этому — компании, которые разрабатывают роботов-компаньонов. В том числе — «Тинькофф». Например, наш голосовой помощник Олег выполняет роль финансового ассистента в мобильном приложении и защитника от спамеров и мошенников одновременно. Можно сказать, что Олег — это Клара на ранней стадии развития.
E.: А зачем вообще нужен Олег? Это единственный представитель искусственного интеллекта в «Тинькофф»?
П.: Олег экономит время клиентов. Ему можно отдать рутинные задачи: например, он умеет говорить со спамерами, не отвлекая владельца телефона, или переводить деньги по голосовой команде. Олег — часть нашей глобальной стратегии AI-first. Она заключается в том, чтобы непрерывно создавать собственные алгоритмы машинного обучения и внедрять их во все процессы и сервисы экосистемы — от кешбэка до сторис в мобильном приложении.
Глобально суть стратегии AI-first можно сравнить с предназначением Клары, главной героини романа, о котором мы сейчас говорим. Мы оптимизируем бизнес-цели компании, Клара делает то же самое — делает жизнь девочки-подростка Джози проще и эффективней.
Повторюсь, создать Клару как в романе пока невозможно. Но мы этому учимся, и учимся в том числе в игре. Например, недавно научили искусственный интеллект сочинять стихи. Так появился проект «AI да Пушкин»: вы вводите первую строчку, а ИИ сочиняет для вас эксклюзивное четверостишие. Попробуйте поиграть с нейросетью.
E.: Кажется, таким образом мы подошли к одному из самых интересных и сложных вопросов, которые возникают во время прочтения романа. Правильно ли будет сказать, что Клара, как и любой робот, — это просто опция, или все-таки она разумна? По тексту мы видим, что она более наблюдательна и рассудительна, чем другие андроиды
П.: Да, говорить, что роботы разумны, корректно. Насколько — зависит от целей и настроек, которые закладывает в них человек. Максимально разумные роботы могут придумывать себе задачи самостоятельно. Клара в романе поступает именно так: чтобы выполнить свою главную цель и помочь Джози, она придумала себе задачу — уничтожить машины, загрязняющие воздух. Но все-таки за разум робота отвечает человек. Если он задаст ему цель обучаться — робот станет еще более разумным и прокачанным.