Раба Москвы: каким получился фильм «Продукты-24» Михаила Бородина, прогремевший на Берлинале
История — до сих пор не разрешенная — гольяновских рабов легла в основу полнометражного дебюта Михаила Бородина. Режиссер, переехавший из Узбекистана в Россию, рассказал о том, как его соотечественники попадают в трудовое и сексуальное рабство в Москве. А Егор Москвитин рассказывает, почему это стоит увидеть. (Осторожно: в рецензии есть спойлеры к фильму!)
Берлинский кинофестиваль завершился определенным успехом для фильмов из России и двух ее копродукций с Казахстаном. Полнометражные «Страна Саша» Юлии Трофимовой и «Брат во всем» Александра Золотухина остались без наград, зато короткометражный фильм «Трэп» Анастасии Вебер взял «Золотого медведя». Казахская драма «Бақыт» («Счaстье») Аскара Узабаева, сделанная при поддержке России, получила приз зрительских симпатий в секции «Панорама». Казахстанско-российская «Схема» Фархата Шарипова приручила «Хрустального медведя» в программе подросткового кино Generation 14+. А драма узбекско-российского режиссера Михаила Бородина «Продукты 24» была награждена дипломом Международной конфедерации художественных кинотеатров. Казалось бы, приз не из главных, однако именно об этом фильме хочется говорить больше, чем о чем-либо еще, показанном на фестивале.
В круглосуточном продуктовом магазине в спальном районе Москвы — тусклый неестественный свет, узкие коридоры, запах которых чувствуешь даже в кинозале, и полное тождество людей и товаров. Картонные коробки набиты консервами, а грязная подсобка — спящими рабочими и продавцами. Это граждане Узбекистана, которым сперва пообещали хорошие по меркам их страны деньги, а потом отобрали документы и запретили выходить из магазина. Хозяйка по имени Жанна (героиня профессиональной актрисы Людмилы Васильевой тоже узбечка, но иностранные журналисты в Берлине приняли ее за русскую) называет работников своими детьми. И после открывающей сцены может показаться, что она и правда их любит. В этой сцене продавщица по имени Мухаббат (поразительный дебют Зухары Сансызбай) выходит замуж за разнорабочего. Мусульманский свадебный обряд завершается тем, что молодожены по очереди надламывают обыкновенный сникерс, а потом беременная Мухаббат (ее красивое имя означает «любовь» и «милость») возвращается за прилавок. Тут девушку толкнет пьяный покупатель