Израильские стартапы: технологии с милитари уклоном
Минувший год оказался исключительно успешным для израильской стартап-экосистемы, установившей сразу несколько исторических рекордов. Так, в 2021 году израильские стартапы привлекли $25,71 млрд инвестиционного капитала в 780 сделках. Для сравнения: в 2020-м, тоже рекордном для экосистемы, общий объем инвестиций составил $10,38 млрд в 604 сделках, согласно аналитикам из IVC. Пропорционально вырос и объем экзитов: 2021-й принес инвесторам и предпринимателям $23,48 млрд в результате 245 выходов, в то время как годом ранее 148 израильских стартапов были поглощены за $9,84 млрд. В колонке Inc. Russia управляющий партнер VentureIsrael Роман Гольд рассказывает о том, что происходит с венчурным рынком Израиля.
Макроэкономические показатели в стране также демонстрируют позитивный тренд: в исследовании Dun & Bradstreet отмечается рост экономики Израиля на 7% в 2021 году, что превышает общемировой показатель (5,9%). Декабрьский отчет OECD оценивает экономический рост этого государства в 6,3% и прогнозирует рост на 4,9% в 2022 году, в том числе благодаря развитию высокотехнологичной индустрии. Суверенный кредитный рейтинг остается на высоком уровне, несмотря на пандемию, политическую турбулентность, а также перманентную военную угрозу. Moody’s повысил кредитный рейтинг Израиля до Аа1 с позитивным прогнозом, Fitch подтвердил рейтинг на уровне А+ со стабильным прогнозом, S& P также подтвердил рейтинг АА- со стабильным прогнозом. Израильский экспорт, согласно оценке Министерства экономики, вырос на 18,5% и достиг $140 млрд. Впервые в истории Израиля доля «услуг» (включая подавляющее большинство стартапов и IT-компаний) превысила долю «продуктов» в структуре ВВП — 51% к 49% соответственно. Динамика продаж в стартап-секторе выросла на 257% за год, что позволило на 30% увеличить общий объем экспорта услуг.
Израиль традиционно занимает ведущие места в целом ряде международных рейтингов, связанных с развитием экосистемы инноваций. Global Innovation Index 2021 отдал Израилю пальму первенства в таких категориях, как «Расходы на R& D по отношению к ВВП», «Венчурные инвестиции», «Инновационные связи», «Коллаборация между индустрией и университетами» и др. Исследование Всемирного банка Doing Business поставило Израиль на 18-е место в рейтинге защиты прав миноритарных инвесторов. Для сравнения, США занимают 36-е место, Россия — 72-е. И, наконец, одно из главных достижений Израиля — 11-е место в Международном рейтинге счастья.
Сегодня в стране более 9 тыс. стартапов, более 500 венчурных фондов, около 500 представительств международных корпораций и свыше 400 акселераторов.
Но так было не всегда.
Переспорить Эйнштейна
В 1948 году провозгласившее независимость государство Израиль оказалось перед лицом сразу нескольких вызовов: военного (на следующий день после объявления независимости Израиль атаковали армии пяти арабских стран), демографического (более 800 тыс. евреев репатриировались из арабских стран в Израиль, что сопоставимо со всем еврейским населением страны в 1948-м) и, как следствие, экономического (весь израильский экспорт тогда составил $6 млн). Войну Израиль выиграл. С демографической турбулентностью справился, приняв более 3,3 млн репатриантов с момента основания государства. Но до начала 1990-х экономика оставалась ахиллесовой пятой еврейского государства.
Только в 1952 году в Израиле отменили существовавшую четыре года карточную систему: недельный рацион взрослого составлял 200 г мяса, 500 г муки или риса и два яйца. В этом же году Институт Вейцмана начал создавать WEIZAC — первый израильский компьютер. Один из членов консультативного комитета института — ученый Альберт Эйнштейн — был против этого проекта, но израильтяне настояли на своем, заручившись поддержкой другого ученого — Джона фон Неймана1. В 1955-м WEIZAC заработал в полную силу. Машинное время первого израильского компьютера было занято на 100%, его использовали для изучения глобальных изменений приливов и отливов и предсказания землетрясений, выполняли расчеты для атомной спектроскопии и рентгеновской кристаллографии. В академическом сообществе очень быстро поняли возможности компьютерных систем, но были ограничены единственным устройством. WEIZAC фактически сформировал спрос на компьютерные технологии в Израиле. Ученые требовали еще и еще. Уже в 1960 году началась разработка следующей модели WEIZAC, которая, по рекомендации исследователя еврейской мистики Гершома Шолема, получила имя «Голем». Устройство имело размер слова 75 бит, что на то время стало мировым рекордом, и было в 100 раз производительнее WEIZAC.
1Венгеро-американский математик, физик и педагог еврейского происхождения, он сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику и экономику.
Тот же Институт Вейцмана еще в 1950-х сформировал департамент Yeda — первый в Израиле и один из первых в мире центр трансфера академических технологий. Несмотря на то что исследования в таких стратегически важных для Израиля сферах, как агротехнологии засушливых регионов, передавались фермерам бесплатно, Yeda удалось стать третьим в мире центром коммерциализации инноваций по прибыльности. Именно благодаря сотрудничеству Yeda и фармацевтического гиганта Teva был создан Copaxone — первый в мире препарат для лечения рассеянного склероза. Сегодня центр трансфера технологий есть у каждого израильского университета. Помимо Yeda, успешным примером коммерциализации академических инноваций можно назвать основанный в 1964 году Yissum — центр трансфера технологий Еврейского университета в Иерусалиме. За время своего существования компания Yissum зарегистрировала 10,7 тыс. патентов на 3 тыс. изобретений, лицензировала более 1 тыс. технологий и помогла сформировать более 170 стартап-компаний. Все это принесло им более $2 млрд, что неудивительно, ведь спектр интеллектуальной собственности университета чрезвычайно широк: от помидоров черри до системы дорожной безопасности Mobileye, поглощенной Intel в 2017 году.
Армия как кузница кадров
Впрочем, неверно сводить историю израильской индустрии инноваций исключительно к академической среде. Еще в 1948-м2 в ЦАХАЛе создали ставшее легендарным секретное технологическое подразделение 81, входящее в Отдел спецопераций Управления военной разведки. Это подразделение отвечает за создание передовых технологий как для войск, так и для разведывательных структур. Оно состоит в основном из военнослужащих, но служат здесь и гражданские лица, включая экспертов в квантовой физике, аэрокосмической инженерии и нанотехнологиях. Выходцы из «81» становятся элитой израильской стартап-индустрии: по данным газеты Calcalist, только за последнее десятилетие 100 ветеранов подразделения основали 50 стартапов, которые привлекли более $4 млрд венчурного капитала. Разумеется, значительная часть этих стартапов занимается кибербезопасностью (Armis Security, Guardicore, Wiz). Впрочем, подразделение славится своей мультидисциплинарностью, как и стартапы, созданные его ветеранами, — среди них есть и финтех (Bluevine, Global-e), и медицина (Sight Diagnostics), и автономные автомобили (Innoviz).