В ожидании чуда: что происходит с российскими светофорами
В России увеличилось время ожидания на светофоре. В отдельных случаях пешеходам и водителям приходится ждать зеленого сигнала по три минуты. Причиной этих задержек стали новые правила проезда перекрестков
Россияне стали замечать, что время ожидания на светофоре на многих перекрестках стало дольше, чем раньше. Причина проста — директивный запрет совмещения транспортного и пешеходного направления движения в одной фазе светофорного регулирования.
Раньше водитель мог на свой основной зеленый свет повернуть направо, когда там горит зеленый свет пешеходу. Поворот происходил с учетом приоритета пешехода: водитель должен был пропустить людей, а затем получал право ехать далее. В нашей стране это работало долгие годы, а в Европе работает до сих пор. Сейчас это запрещено.
До 2014 года запрет совмещения транспортного и пешеходного направления применялся только по конкретным показаниям условий движения. Это совершенно необходимо на перекрестках с интенсивным движением автомобилей и пешеходов, однако редакция ГОСТ Р 52289-2004 запретила такой поворот абсолютно во всех случаях. Тотальный запрет нормативно исключает встречу на дороге машины и пешехода, при этом серьезно увеличивая время ожидания для всех участников дорожного движения. От долгого ожидания страдают и водители, и общественный транспорт, и пешеходы.
Почему запрет не помогает
Парадокс состоит в том, что подобный запрет в реальности не увеличивает безопасность. Некоторые пешеходы в таких местах перестают смотреть на светофор и переходят на красный свет: крайне странно стоять по три минуты, чтобы перейти одну полосу движения при полном отсутствии автомобилей. Ситуация усугубляется тем, что пешеходов редко штрафуют. Как ни странно, водители ведут себя более дисциплинированно: для них проезд на запрещающий сигнал светофора чреват лишением прав, так что автовладельцы внимательнее следят за соблюдением