От мела к модели: как искусственный интеллект перестраивает образовательный процесс

Искусственный интеллект вошел во многие сферы жизни. Не избежала его влияния и система образования. Причем у учеников эти технологии чаще вызывают восторг, а вот у родителей и преподавателей – настороженность. Какие ИИ-инструменты меняют формат обучения? А какие получат широкое распространение в ближайшие годы? Об этом редакции Techinsider.ru рассказал разработчик и эксперт по цифровым образовательным технологиям Андрей Семенов.
Как технологии обострили конфликт поколений
Генерация текста с помощью искусственного интеллекта стала общедоступной в 2022 году. Сейчас каждый школьник и студент хоть раз раз использовал ИИ, чтобы составить план, найти интересные темы, написать эссе, курсовую, дипломную работу, научную статью. Правда, преподаватели школ и университетов с меньшим энтузиазмом относятся к этому способу подготовки учебных работ. Использование школьниками и студентами генеративных языковых моделей часто не нравится и родителям. Они считают это обычным списыванием. Сейчас даже начали применять проверку текстов на ИИ-детекторе, чтобы выявлять процент сгенерированного умной машиной текста и вернуть курсовую, диплом, диссертацию на доработку для самостоятельного осмысления темы и работы с первоисточниками.
Но и такой подход часто вызывает серьезные инциденты. Среди самых известных – скандал с выпускниками Техасского университета A&M-Commerce. Их преподаватель проверил работы учеников через ChatGPT, и посчитал, что все они написаны искусственным интеллектом. В результате студенты получили неудовлетворительные оценки и им не были присвоены дипломы. Их аргументы о самостоятельной подготовке работ профессор отмел со словами: «Я не оцениваю ерунду от ИИ».
Кстати, персональные компьютеры и интернет тоже в свое время многим казались ерундой.
Но, как говорится, «собака лает, караван идет». К концу 2023 страсти поутихли, а профессора ведущих университетов заговорили о необходимости использования ИИ в образовании и науке при соблюдении этических норм. Тогда 7 сентября 2023 года ЮНЕСКО опубликовала свое первое руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании. Они обратились к государственным органам с просьбой регулировать использование этой технологии, включая защиту конфиденциальности данных и установление возрастных ограничений для пользователей. А 24 января этого года мир отмечал ежегодный Международный день образования. По решению генерального директора организации Одрэ Азуле он был посвящен вызовам, обусловленным развитием искусственного интеллекта. Процесс его внедрения в образование должен базироваться на четких этических принципах, при которых ИИ дополняет традиционный формат обучения, а не заменяет его.