В образе рок-звезд: с чем связан хайп вокруг фотоприложения Lensa и что его ждет
В конце ноября ленты пользователей популярных в России соцсетей заполнили красочные портреты, созданные с помощью технологии генераций изображений в фоторедакторе Lensa. Это приложение — второй продукт компании Prisma Labs, созданной в 2016 году бывшим менеджером по продукту в Mail.ru Group Алексеем Моисеенковым вместе с партнерами. Первый, фотосервис Prisma, после резкого роста пережил падение и кризис. Forbes узнал, с чем связан ажиотаж вокруг нового фоторедактора и повторит ли он историю предшественника.
«Все пищат от нового приложения, не сдержался и тоже попробовал», — писал в конце ноября в своем Telegram-канале стилист и основатель бренда-одежды Rogov Александр Рогов. «Глядя на прекрасные аватары во френдленте, не удержался от экспериментов», — вторил ему со страницы в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) Максим Спиридонов, инвестор, сооснователь образовательного холдинга «Нетология» и бизнес-клуба Reforma.
Источником восторга стали фотопортреты, которые в конце ноября заполонили русскоязычный сегмент интернета. Пользователи, в том числе инвесторы и предприниматели, предстали на них в образах космонавтов, элегантных джентльменов и сказочных фей. Восторг разделили и иностранные пользователи. В сети даже появился хэштег #lensa. Сегодня только в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) под ним опубликовано более 565 000 постов.
Изображения генерирует приложение Lensa, созданное калифорнийской компанией Prisma Lab, основанной россиянами. Хотя приложение существует с 2018 года, массовый интерес к нему возник только сейчас. Forbes вспомнил историю компании — разработчика сервиса и поговорил с инвесторами и экспертами о его перспективах.
Взлет и падение
Lensa стало вторым продуктом, который разработала компания Prisma Labs. Ее запустили в 2016 году бывший менеджер по продукту в Mail.ru Group (сейчас VK) Алексей Моисеенков вместе с партнерами — тогда студентом МФТИ Ильей Фроловым, бывшими коллегами по «Яндексу» Андреем Усольцевым и Арамом Харди и разработчиком Олегом Поягановым.
Первым продуктом компании стал фоторедактор на основе нейронных сетей Prisma. Партнеры выпустили его в начале июня 2016 года. Сервис, который позволял стилизовать фотографии в манере картин известных художников, моментально стал хитом. Уже через полторы недели после запуска приложение собрало 650 000 пользователей и попало в топ-10 магазина App Store сразу в 10 странах.
Еще до запуска в приложение инвестировал фонд Николая Давыдова и Михаила Тавера (сейчас — Taver Capital). А в конце июня 2016-го, сразу после бума Prisma, в сервис вложился и Mail.ru Group. Объем инвестиций и доля, которую получила Mail.Ru Group в Prisma, тогда не раскрывались. Сумма инвестиций не превышала $2 млн, говорил РБК источник, близкий к холдингу, и подтверждал знакомый основателя фотосервиса. Холдинг, по данным издания, мог получить долю от 10% до 25%.
К августу того же 2016-го через Prisma прошло более 1,2 млрд фотографий. По итогам года компания Apple назвала его лучшим приложением, а в январе 2017-го американский журнал Forbes включил Моисеенкова в рейтинг 30 самых перспективных предпринимателей моложе 30 лет.
За бурным ростом популярности последовало падение. К началу 2017 года приложение опустилось на несколько сотен строчек в App Store и стало копить убытки. «Нужно было либо закрывать компанию, либо серьезно реструктуризировать», — рассказывал в беседе с Forbes Алексей Губарев, совладелец хостинговой компании Servers.com и сооснователь инвестиционной компании Haxus (с 2019 года — Palta). Последняя являлась совладельцем Prisma с начала 2017 года, а затем стала наращивать свою долю в сервисе, «чтобы заняться им более плотно». Сооснователь Palta — бывший вице-президент VK по новым продуктам Юрий Гурский. По словам источника, близкого к Prisma Labs, в 2017 году компания также рассматривала продажу крупному игроку. Переговоры велись, в частности, с Adobe, Snap и Apple, но сторонам не удалось договориться о цене.
В 2018 году Prisma Labs покинули Алексей Моисеенков, другой сооснователь компании Арам Харди и часть сотрудников. А к 2019 году основным владельцем компании с долей до 40% стала Palta. Остальная часть акций распределилась между Taver Capital, калифорнийской венчурной фирмой Elysium Venture Capital и оставшимися основателями. По словам источника Forbes, близкого к Prisma Labs, Palta финансировала компанию, даже когда казалось, что она не выйдет в прибыль в обозримом будущем. Благодаря этому с 2019 по середину 2022 года компанию удалось вывести на $1–2 млн выручки в месяц.Согласно официальному сайту фонда Palta, Prisma Labs до сих пор входит в его портфель.
О дальнейшей судьбе фотосервиса Prisma известно мало. По данным сервиса аналитики Sensor Tower, в ноябре 2022 года его установили 70 000 раз, а его месячный доход составил $200 000.
Сооснователь Prisma Labs и ее нынешний глава Андрей Усольцев передал через Taver Capital, что не сможет ответить на вопросы Forbes. Представители Taver Capital, Palta, а также Моисеенков и Губарев тоже отказались от комментариев. Фролов, Пояганов и фонд Elysium Venture Capital не ответили на запросы Forbes.
Моментальный Photoshop
В декабре 2018-го Prisma Labs обновленной командой под руководством Андрея Усольцева запустила новый продукт — приложение Lensa для обработки портретных фото и селфи при помощи алгоритмов машинного обучения. Сервис позиционировали как «моментальный Photoshop», писал TechCrunch. Среди прочего он позволял отбеливать зубы, подкрашивать брови, выравнивать кожу, восстанавливать искаженные пропорции лица или менять фон на заднем плане. На создание приложения ушло около полугода.