Дружба с Пушкиным и вражда с Крыловым: шесть русских писательниц XVIII–XIX веков
Современники относились к ним предвзято, а потомки почти забыли. Как жили, творили и с какими трудностями сталкивались русские писательницы на рубеже XVIII–XIX веков? Рассказываем в нашей подборке
Екатерина Княжнина: первой опубликовала свои произведения
Дочь поэта и драматурга Александра Сумарокова родилась в середине XVIII века. Она получила хорошее домашнее образование и в довольно юном возрасте начала печататься в журнале «Трудолюбивая пчела». Правда, публиковала свои произведения под мужским именем. Позже, уже в советское время среди литературоведов появилась гипотеза, что те стихи написаны самим Сумароковым. Но в дальнейшем эту гипотезу опровергли.
В 1781 году во время представления комедии драматурга Николая Николева «Самолюбивый стихотворец» из ложи, в которой сидела Княжнина, послышался свист. Считается, что именно так образовалась традиция освистывания плохих пьес в русском театре. После инцидента Княжнина написала на Николева эпиграмму, а он, в свою очередь, посвятил ей неприятные стихи. По каким-то личным причинам недолюбливал Княжнину и Иван Крылов, который посвятил ей несколько нелестных сочинений.
Елизавета Хераскова: «российская де ла Сюз»
Современница Княжниной считается второй русской писательницей, которой удалось опубликовать свои произведения. За интерес к литературе критик Николай Новиков прозвал ее «российской де ла Сюз» — в честь французской писательницы XVII века. Елизавета с детства увлекалась литературой, читала переводные романы, пробовала писать, работала в журнале поэта Михаила Хераскова, за которого позже вышла замуж. Их дом стал местом, где собирались молодые литераторы, а Елизавету считали одной из передовых русских женщин.
О ней лестно отзывалась Екатерина II, а Александр Сумароков посвятил Елизавете несколько произведений, одно из них «Лисица и Статуя»:
Я ведаю, что ты парнасским духом дышишь,
Стихи ты пишешь.
Не возложил никто на женский разум уз.