Шутки в сторону: как стендап помогает женщинам говорить о своих правах
Выражение «женский юмор» до сих пор несет в себе негативную коннотацию, отказывая женщине в умении хлестко, бойко и остроумно формулировать свои мысли, — а значит, и в интеллектуальных способностях. Forbes Woman рассказывает, как женщины по всему миру доказывают, что они умеют шутить, зарабатывают на этом состояния и как используют юмор в борьбе за свои права.
В начале XX века юмористические скетчи были частью водевилей. После Второй мировой войны труппы комедиантов распались, и многие решили работать сольно. Одиноких комиков, выступавших в ночных клубах, стало так много, что в 1950 году газета Variety решила дать им название и впервые использовала термин «стендап-комедия», для которой характерны откровенность, жесткость и политизированность.
На протяжении многих лет путь в стендап для женщины был закрыт из-за стереотипов о том, что домохозяйка для этого недостаточно умна и агрессивна, к тому же ей не место в ночном клубе, где традиционно проходили выступления. Осложняло ситуацию и то, что шоу-бизнес был в то время исключительно «мужским делом».
Однако и в XXI веке многие по-прежнему считают, что женщины не умеют шутить. В 2007 году вышла скандальная статья в Vanity Fair под заголовком «Почему женщины не смешные», автор которой пытался — в том числе со ссылками на научные исследования — доказать, что мужчины шутят лучше. Forbes Woman опровергает этот стереотип и рассказывает о женщинах, которые не просто стали комедиантками, а выбрали самый дерзкий, самый свободный и самый «мужской» из юмористических жанров.
Первые женщины в стендапе
Афроамериканка Джеки Мабли выбрала псевдоним Джеки Мабли и придумала себе образ 60-летней беззубой женщины в растянутом платье и смешной шляпе — прообразом стала ее бабушка, которая была рабыней. Так на нью-йоркской сцене появилась одна из первых женщин-комиков. Ее самой популярной шуткой в этом образе стала фраза: «Старый мужчина ничего не может для меня сделать, кроме как передать мне сообщение от молодого». За сексуальные намеки и стандартные шутки про мужчин Мабли часто критиковали. Однако в своих выступлениях она рассказывала истории, связанные с расизмом, поэтому ее считают одной из пионеров социальной сатиры, а ее манера рассказа, по мнению некоторых исследователей, определила развитие стендапа 1950-х. Выступления Мабли пользовались успехом у афроамериканской публики еще в 1940-е годы, но всеобщее признание к ней пришло только в начале 1960-х, когда она записала свое выступление под названием «Самая смешная женщина на свете».
Революцию в женском стендапе в 1970-е годы произвела Филлис Диллер. В 37 лет бывшая домохозяйка и копирайтер обрела известность как комик, выступая в нью-йоркских клубах. Диллер называла себя карьеристкой, а ее комедия стала протестом против устоявшихся стереотипов о домохозяйках: «Я сервирую стол к ужину в три этапа: подаю еду, убираю со стола, хороню мертвых». Диллер шутила о своем муже и сексуальных отношениях с ним, ставя мужчин в неудобное положение: «Его звездный час длился полторы минуты», — как-то произнесла она. Свой образ она дополняла яркими костюмами и париками, а еще сделала около десятка пластических операций, о которых открыто говорила: «Когда я умру, бог меня не узнает».
Диллер стала первой женщиной, которую в 1988 году приняли в нью-йоркский клуб Friars, куда входили лучшие комики и другие знаменитости города. При этом комедиантка смогла побывать там за несколько лет до вступления: она надела костюм и накладные усы, представилась Филиппом Дауни и затерялась среди двух тысяч других мужчин, посетивших клуб в тот вечер. На тот момент Диллер выступала со стендапом уже 20 лет, но в ряды членов Friars ее не принимали просто из-за того, что она женщина. Диллер отмечала, что выступающая перед мужской аудиторией женщина на сцене сталкивается с объективацией и харассментом. Она вспоминала: «Мне приходилось одеваться так, чтобы мою фигуру не было видно, потому что я хотела просто рассказывать шутки».
В отличие от Диллер, Джоан Риверз выступала в элегантных платьях, не скрывая свою женственность. В 1960-е она шутила про аборты, беременность, менструацию, нормализуя проблемы, о которых было не принято говорить на широкую аудиторию. «В Беверли-Хиллз не кормят грудью, потому что у детей аллергия на пластик», — остро шутила Риверз. «Раньше я была плоскогрудой девушкой, теперь я плоскогрудая женщина», — как многие другие комедиантки, она иронизировала над своей внешностью.