Исчезнувшие: почему в кино и на телевидении все еще мало зрелых героинь
Типичная женщина старше 50 лет на экране — бабушка из рекламы сметаны, ведущая семейного ток-шоу или второстепенная героиня сериала. Основательница консалтинговой компании Gender Equality Management Марина Ментусова рассказывает, как меняется ситуация и почему это важно для всех
Старение населения — один из главных трендов нашего века. Благодаря прогрессу медицины, социальной поддержке, развитию науки и технологий в области здравоохранения люди в возрасте 65 лет и старше уже сейчас составляют 10% населения, а к 2050 году их доля увеличится до 16%. Для сравнения: детей в возрасте до 15 лет будет лишь немного больше — 20%. В развитых странах ожидаемая продолжительность жизни составляет 76 лет у мужчин, 82 года у женщин, в развивающихся — 70 и 74 года соответственно.
В 2016 году в Великобритании люди старше 55 лет потратили больше, чем молодежь, на 376 млрд фунтов стерлингов. Сегодня у женщин старше 50 лет самая высокая покупательная способность по сравнению со всеми предыдущими поколениями женщин.
Это должно сделать женщин старшего возраста одной из самых привлекательных целевых аудиторий для медиа, рекламных рынков и киноиндустрии. Как обстоят дела в реальности? Исследования долголетия, проведенные в США, показывают, что пожилые женщины представляют собой «растущий, но непонятый рынок».
Где взрослые женщины?
Женщины среднего возраста часто невидимы на телевидении. Даже в рекламе косметики для возрастной кожи снимаются более молодые модели. Кстати, современные исследования обнаружили корреляцию между такой репрезентацией и расстройствами пищевого поведения у пожилых женщин.
Киноиндустрия тоже с первых дней своего существования успешно игнорировала женщин старшего возраста. Исследование Time показало, что пик карьеры актрис приходится на 30 лет, тогда как пик карьеры актеров наступает к 45-ти. Исследование, которое проанализировало образы пожилых людей в самых кассовых фильмах 2019 года в Германии, Франции, Великобритании и США, показало, что женщины либо не появлялись на экране, либо их снимали стереотипно. Среди главных героинь не было ни одной женщины старше 50 лет (среди главных героев было двое мужчин за 50). Пожилых женщин часто изображали сварливыми, неряшливыми и дряхлыми.