В домах и селах, на улице и в темноте: как работают социальные театры в России
Бесплатная школа театра и кино во Владикавказе, спектакли и концерты с незрячими музыкантами, постановки с участием детей-сирот и сельские арт-пространства, в которых играют московские актеры, — Forbes Life рассказывает, как зародился и развивается формат социального театра в России
Социальный театр — явление в театральном искусстве, помогающее решать общественные проблемы. В англоязычном пространстве используют более точный термин theatre for social change (театр социальных изменений). В таком театре к творчеству приобщают людей с ограниченными возможностями, с особенностями развития или зависимостями, а также бездомных, малоимущих и даже заключенных. Эти люди становятся полноправными участниками спектаклей и концертов, наравне с профессиональными артистами.
Например, воспитанники детдомов, участвуя в театральных постановках, учатся вести диалог и строить отношения с миром. Если в постановку спектакля вовлекают малоимущего, для него это шанс заработать. Социальные театры в тюрьмах организуют как способ культурной реабилитации заключенных. Другой пример социального эффекта — когда театр преображает территорию, например, в небольшом городе или деревне. Кроме того, постановки в социальных театрах могут поднимать острые темы — про актуальные политические события, опыт бездомности, болезни.
Мощный импульс к развитию социального театра как отдельного явления произошел в Великобритании в 1970-е годы, когда британское общество находилось в экономической депрессии. Люди самостоятельно открывали комьюнити-центры, чтобы заниматься искусством вместе с соседями, единомышленниками и отдельными группами населения. На их основе позже сформировались большие проекты, такие как «Театр для развития» и «Жители картонных коробок» (работает с бездомными). Само явление постепенно стало популярным во многих странах мира. В Израиле есть театральный центр «Прикосновение», в котором играют плохо слышащие и плохо видящие актеры. В Бразилии уже полвека работает «Театр угнетенных», где зрители выходят из зала, чтобы самим сыграть главные роли, коллективно проговаривают и меняют финал спектакля и, таким образом, учатся брать на себя ответственность за коллективное действие.
В России о социальном театре как явлении стали говорить в начале 2010-х годов, когда инклюзивные постановки вышли на большую сцену. В 2014 году спектакль «Отдаленная близость» с участием людей с психическими особенностями получил театральную премию «Золотая Маска». В 2016 году прогремел спектакль «Прикасаемые», в котором слепоглухие люди играли вместе с профессиональными актерами. В постановке участвовали известные актеры: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. В 2019 году социальный театр дорос до собственного фестиваля «Особый взгляд». Он собрал в Москве множество социально-ориентированных проектов и открыл новые форматы решения общественных проблем через искусство.
Forbes Life рассказывает о российских проектах, работающих в формате социального театра.
Социально-художественный театр в Санкт-Петербурге
Социально-художественный театр в Петербурге создали в 2016 году молодые актеры, выпускники курса профессора-искусствоведа Ларисы Грачевой. В рамках этого проекта профессиональные режиссеры, актеры и психологи проводят для представителей социально-незащищенных слоев населения тренинги по актерскому мастерству и навыкам публичного выступления. Первый проект был для людей с химическими зависимостями, затем — для детей и подростков из приютов. Они и теперь сочиняют и играют спектакли вместе с профессиональными артистами.. «Первая задача театральной арт-терапии — помочь участнику поверить в себя, избавиться от физических и психологических зажимов, от «брони характера». Мы объясняем, как овладеть сценической речью. Наши ученики делятся своими воспоминаниями и проблемами, постепенно развивают творческое мышление и учатся самовыражаться», — рассказывает директор Социально-художественного театра, актриса Алина Король. . Затем все вместе — и педагоги, и подопечные — ставят спектакль. Как правило, сюжет черпают из классических произведений или личных жизненных историй подростков. «Спектакль — важная часть программы тренингов, без которой занятия бессмысленны. Ведь публичное выступление — тоже своего рода тренинг. Человек помещает себя в стрессовую ситуацию, при которой у него возникают новые нейронные связи, как это модно сейчас говорить. Он проходит «инициацию сценой» и преображается благодаря этому выходу к зрителю. Наши подопечные играют в основном главные роли, а профессиональные актеры участвуют больше ради поддержания структуры спектакля. Инклюзия — процесс полноценного погружения, где участники могут ощутить себя артистами», — говорит Король. . По ее наблюдениям, должно пройти минимум полгода частых тренингов, чтобы участник привык к педагогу и полностью доверился атмосфере игры на сцене. «Главная цель инклюзии — показать социально-незащищенным людям, что они нужны. Им ведь часто кажется обратное. Мы стараемся дать детям и подросткам ощутить себя частью большой семьи – создать такую атмосферу, чтобы люди захотели открыться, признаться в каких-то своих страхах», — говорит директор театра. . В пандемийный период театру, как и многим другим, было сложно: мало удалось сыграть спектаклей из-за ограничений. Команда СХТ проводила тренинги и спектакли онлайн, но работать с эмоциями в дистанционном формате было трудно. Зато в самый разгар пандемии СХТ повезло найти собственную площадку — помещение в одном из центральных районов города. Еще театр получил президентский грант, на который снял видео-книгу о театрально-педагигоческом методе Грачевой с комплексом тренингов на воображение, внимание и расслабление, с комментариями психологов, нейрофизиологов и других сотрудников Института