С плацкартой, но без подушки. Как путешествовали на поездах в царской России
Сейчас добраться из Санкт-Петербурга в Москву можно за одну ночь или, если нужно быстрее, за четыре с половиной часа на «Сапсане». В современных поездах можно заказать еду, подключиться к wi-fi и даже принять душ. А что считалось комфортной поездкой во времена Российской империи? Специально для «Сноба» в этом вопросе разбирался автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов.
Солидный деловой человек в идеально сидящем костюме, в шляпе, с золотой цепочкой от часов, выглядывающей из кармана, важно шествует по перрону Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С ним под руку идет жена, приятно одетая дама, а за ними следом — горничная жены и секретарь мужа, а также носильщик, который толкает тележку с пятью роскошными кожаными чемоданами. Важный господин собирается в деловую поездку из столицы в главный порт империи — в Одессу, и жена едет с ним, чтобы немного развеяться на море.
На рубеже XIX–XX веков это путешествие занимало несколько суток. Железнодорожная сеть, которая за четыре десятилетия связала все уголки империи, заметно сократила и упростила дорогу, но нам, сравнивая современность и дореволюционные реалии, есть чему удивиться.
Важный господин с женой и прислуга, конечно, поедут в разных вагонах: господа в вагоне первого класса, а горничная и секретарь — в вагоне второго класса. Билет в вагон первого класса стоит примерно в полтора раза дороже, чем билет второго класса, и в два с половиной дороже, чем билет третьего класса. Первое отличие, которое нас удивит, состоит в том, что билеты продаются без номера места, и более того, без гарантии наличия места вообще. Если поезд будет переполнен, то придется ждать следующего, но нам это не грозит, потому что, во-первых, мы едем с конечной станции, а во-вторых, важный господин вместе с билетом приобрел еще и «плацкарту» — дополнительную услугу, которая как раз гарантирует конкретное место в поезде. Для прислуги плацкарта не куплена, поэтому они располагаются просто на любом месте, которое успели занять.
Давайте оглядимся. Наш поезд — скорый, и он принадлежит Международному обществу спальных вагонов. Это значит, что вагоны стандартные и предсказуемые, и это отличает их от вагонов других железнодорожных компаний. Вагоны первого класса здесь похожи на сегодняшние спальные вагоны, где в купе две полки, а вагоны второго класса похожи на сегодняшние купейные — с четырьмя полками. Также в этом поезде есть вагон-ресторан.
Мы движемся в сторону Москвы, и вагон заполнен примерно на две трети. На промежуточных станциях заходят и выходят пассажиры. Проблем со свободными местами нет, но если вагон заполнится целиком, проводник не пустит очередного пассажира и тому придется ждать следующего поезда, который движется в нужном направлении.
Билеты, которые есть у нашего господина с женой и прислугой, всего лишь гарантируют право добраться от Петербурга до Одессы. Но эти билеты вовсе не определяют ни номер поезда, ни маршрут, ни длительность поездки. Более того, и предсказать все это довольно сложно. В те времена не существовало никаких баз данных и автоматизированных систем учета билетов. Касса на вокзале в Твери не может знать, есть свободные места в нашем поезде или нет, и поэтому все билеты продаются и без места, и не на конкретный поезд.