Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться
Школьники — одна из самых уязвимых к изменению климата категорий. Их благополучие зависит от того, как взрослые организовали их учебу: где находится школа, есть ли в классе отопление или кондиционер, когда начинаются уроки и сдача выпускных экзаменов. Forbes собрал наиболее яркие примеры влияния погоды на образовательный процесс
Десятилетний ребенок в 2024 году сталкивается с гораздо большим числом погодных аномалий, чем его сверстник в 1970 году. Он переживает в 36 раз больше случаев аномальных явлений: наводнения, тропические циклоны, лесные пожары и засуху. В течение последних 20 лет непогода в 75% случаев приводила к временному прекращению занятий в школе. В этом случае пробелы в знаниях ученикам сложно наверстать. При частой смене погоды школьники чаще болеют, а изменение температурного режима и количества осадков повышает на 14% риск конфликтов и насилия, а значит, обостряет отношения учеников.
Увеличение частоты природных катастроф приводит к сбою системы образования в момент чрезвычайной ситуации, а также пагубно отражается на качестве знаний школьников в долгосрочной перспективе, отмечается в докладе Всемирного банка.
Нестерпимая жара меняет даты каникул
Более 36 млн школьников в Бангладеш и на Филиппинах в апреле этого года из-за сильной жары не посещали образовательные учреждения. Температура окружающей среды достигла 42 градусов. А в мае 2024 года ушли на летние каникулы на несколько дней раньше обычного школьники Дели. Причина — экстремально сильная волна жары, во время которой температура доходила до 50 градусов.
В середине июня, то есть на две недели раньше срока, были закрыты школы на Кипре. Жара в классах достигала 40 градусов. После температурной аномалии в Министерстве образования государства пообещали возобновить программу оборудования школ кондиционерами, отмененную несколько лет назад. Начало учебного года отложили на несколько дней в ряде школ Литвы. По санитарным нормам температура в классе не должна превышать 28 градусов, но в этом сентябре помещения прогревались намного сильнее, в большинстве школ нет кондиционеров, поэтому днем там было «жарко, как в бане».
В России из-за жары тоже переносили начало учебного года. Например, в 2014 году Министерство образования Астраханской области рекомендовало учебным учреждениям региона перейти на щадящий режим в связи с аномально высокими температурами: при необходимости сокращать уроки до 30 минут, делать дополнительные перерывы и даже отпускать учеников домой. Через год ситуация повторилась — в столице Астрахани температура воздуха в классах в первых числах сентября превысила 35 градусов. Ряд школьных администраций решили отменить или сократить уроки. В 2016 году жара снова угрожала началу учебного года: власти собирались продлить каникулы на 10 дней. Регулярно приостанавливают работу школ в соседней с Астраханской областью Калмыкии.
«В результате погодных аномалий должна происходить корректировка дат начала учебного года, смещаются периоды школьных каникул, изменяется режим обучения», — отметил Forbes заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Андрей Макаров.
Лесные пожары: слишком душно для учебы
Изменение климата привело к увеличению сезона природных пожаров и их интенсивности в Австралии. В 2009 году горело с такой силой, что бедствие получило название «Пожары черной субботы». Из-за дыма и пепла от горящих лесов в начальных школах снизилась успеваемость. Спустя 10 лет, с 2019 по 2022 год, континент каждый год сталкивался с горением леса в аномальных масштабах. Ученики при этом получали эмоциональную травму, связанную с изменением привычного ритма жизни, сложнее всего возвращаться к обычной жизни детям из малообеспеченных семей и инвалидам.