Упадок Гёбекли-Тепе связали со снижением роли охоты и собирательства
На это указывает биоархеологическое исследование останков из Невалы-Чори
Биоархеологи и палеогенетики из Германии и Южной Африки провели исследование останков, обнаруженных на двух памятниках докерамического неолита B в Плодородном Полумесяце. Они заметили, что жители поселения Невалы-Чори между фазой I (8700–8300 годы до нашей эры) и фазой II (8300–7900 годы до нашей эры) перешли к менее мобильному образу жизни, а также снизили значение охоты и собирательства в своей системе хозяйства. По мнению исследователей, возможно, именно с этими процессами связан упадок роли Гебёкли-Тепе (и схожих с ним памятников) в качестве главного ритуального центра для общин, проживавших в верховьях Евфрата. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Не позднее X тысячелетия до нашей эры начался один из поворотных моментов в истории человечества — неолитизация, то есть процесс перехода от присваивающего хозяйства (охота, собирательство и рыболовство) к производящему (земледелие и животноводство). На Ближнем Востоке этот процесс связан с регионом, получившим названием Плодородный Полумесяц, откуда впоследствии сельское хозяйство распространилось в Северную Африку, Европу и другие уголки Евразии. Сначала здесь произошла доместикация зерновых (пшеница и ячмень) и бобовых растений (например, нут, горох и чечевица), а затем и животных (коз, овец, свиней и коров).
Самый ранний этап эпохи нового каменного века в Плодородном Полумесяце обозначается как докерамический неолит, в рамках которого выделяются культуры докерамического неолита A (PPNA) и докерамического неолита B (PPNB), реже — докерамического неолита C (PPNC). Основу современных представлений об этом периоде заложили исследования на знаменитом памятнике Иерихон (Палестина), где в середине XX века раскопали остатки протогородского поселения IX тысячелетия до нашей эры. Период докерамического неолита характеризуется не только становлением сельского хозяйства (при отсутствующей керамической посуде), но и контактами между разными популяциями, проживавшими на большом расстоянии друг от друга, а также распространением общих ритуальных практик.