Впечатления, которые ты получаешь в музее, могут сохраняться довольно долго

Караван историйКультура

Зельфира Трегулова: «То, что отличает русский культурный код от всех остальных, — это свет и надежда»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: Mike1979 Russia/ Creative Commons Attribution-share Alike 4.0 International

«После полутора-двух часов, проведенных на выставке, в музее, тебе уже легче вернуться в рутинную, каждодневную сложную жизнь. Это своего рода лекарство! То, что лечит твою душу. Поход в музей, впечатления, которые ты там получаешь, могут сохраняться довольно долго и помогать человеку внутренне преодолевать проблемы», — рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

— Зельфира Исмаиловна, музей — истинный храм искусства, где царит своя атмосфера. Переступая его порог, люди даже ведут себя иначе: медленно двигаются, шепотом говорят. Как же объяснить все эти акты вандализма, которые время от времени происходят в музеях? Недавно, как известно, в лондонской Национальной галерее так называемые экоактивисты облили томатным супом знаменитую картину Ван Гога «Подсолнухи», что это?!

— Я пребываю в глубокой уверенности, что музей по определению есть пространство, куда все житейские бури и ветры залетать не должны. Это во-первых. Во-вторых, меня крайне печалит, что люди, идущие на подобные дикие шаги, не испытывают никакого трепета, пиетета к действительно величайшим достижениям человеческого духа. Ими движет исключительно желание минутной славы, ради чего они готовы пойти на любое безумие. Примеров таких, к сожалению, масса из самых разных областей. Первое, что мне сейчас приходит на ум, — убийство Джона Леннона. Акты вандализма в отношении шедевров живописи, скульптуры — это, на мой взгляд, преступления не только против искусства, но и против самой человечности, и не стоит это путать с акционизмом, как многие СМИ стараются это представить.

— Не заставит ли поведение подобных безумцев убрать все картины под стекло?

— Мы это уже делаем, и достаточно давно. Все годы, что я нахожусь в этом кабинете, мы системно проводим работу по защите картин постоянной экспозиции Третьяковской галереи антибликовым стеклом. Для некоторых картин изготавливаются специальные антивандальные капсулы, практически пуленепробиваемые. Стекло для которых, к слову, производится только в Италии и в Японии. Каким бы качественным ни было стекло, восприятие, естественно, несколько меняется, именно по этой причине мы очень тщательно подходим к подбору поставщиков и качеству подобных стекол — при правильном освещении антибликовое стекло позволяет рассмотреть полотно даже гораздо лучше.

Зал Ивана Крамского, Третьяковская галерея, 2000-е годы. Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

И  при всем совершенстве такого уникального, дорогостоящего стекла не будем забывать, что все художники писали свои картины все-таки для людей. Десятилетиями, иногда веками ими наслаждались в музеях и частных собраниях, а теперь мы вынуждены ставить между картиной и посетителем стеклянную стену. По-моему, это заставляет задуматься о том, что происходит сегодня с миром.

— Когда в Третьяковскую галерею вернется знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», подвергшаяся нападению вандала в 2018 году?

— Этот вопрос продолжает тему защиты картин. Все зависит от того, когда защитная капсула для этой картины будет доставлена в Москву, будет сделана специальная ниша в стене зала, в которую картина будет помещена. Надеюсь, это случится в начале 2023 года. Если вы помните, картина Ильи Репина очень большая, почти два на два метра, не так-то просто создать антивандальную капсулу для нее, еще и доставить в Москву в текущей ситуации. Аналогичным способом защищены картины Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры» в галерее Уффици во Флоренции, и многие другие шедевры.

— Сколько всего картин сегодня в Третьяковской галерее?

— Вообще, в Третьяковской галерее хранятся не только картины, а многочисленные художественные произведения. Всего коллекция насчитывает более 200 тысяч единиц хранения. Это и живопись, и графика, и скульптура, и иконы, и сокровища русского декоративно-прикладного искусства.

— У каждого музея, с моей точки зрения, есть свой магнит. В Лувре, например, это, безусловно, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, ради которой миллионы людей стремятся в Париж.

— Ну, это во многом благодаря работе ваших коллег-журналистов. (Улыбается.) Ведь «Мона Лиза» — чистой воды пиар и маркетинг. Признавая необычность данной работы кисти Леонардо да Винчи, многие эксперты тем не менее на протяжении веков не считали картину выдающейся, а мировую известность «Мона Лиза» получила, по сути, в 1911 году, когда полотно было похищено из Лувра. Новость об этом вмиг разлетелась по всей планете. Полиция начала поиски, по обвинению в краже был задержан даже Пабло Пикассо. Все два года, пока «Мону Лизу» искали, газеты постоянно писали о проводимом детективами расследовании. Можете себе представить, как повалил народ в Лувр, когда это творение Леонардо да Винчи наконец нашли. Писатели тоже не обходили вниманием эту картину, из последних примеров — Дэн Браун, написавший книгу «Код да Винчи», ставшую бестселлером.
К сожалению, так устроено сознание большинства людей. Точно так же, приходя, допустим, в музеи Ватикана, все устремляются поглядеть на Сикстинскую капеллу, лишь мимоходом пробегая по залам, оформленным Джорджо Вазари, станцам Рафаэля. Все эти творения изумительных мастеров им безразличны. Я далека от осуждения, просто констатирую грустный факт: многие люди сегодня ходят в музей именно так, таковы особенности сегодняшнего восприятия. А еще в спешке они часто не видят ни «Мону Лизу», ни Сикстинский потолок, а смотрят лишь на то, как они выглядят рядом с этими шедеврами на своих айфонах. Желание сделать подобное селфи стало, по-моему, мировым умопомешательством. Сама я никогда не любила фотографироваться на фоне произведений живописи. Если уж иметь фото того или иного полотна, то оно, по-моему, должно быть абсолютно чистым, то есть без посторонних лиц и предметов, чтобы я могла спокойно наслаждаться тем, что меня поразило, удивило, восхитило в картине.

Лидер музыкальной группы «Ленинград» Сергей Шнуров во время записи онлайн-экскурсии «Третьяковка со Шнуром», 2020 год. Фото: пресс-служба видеосервиса «Окко»/РИА Новости

— Подождите, а разве в Третьяковскую галерею не приходят ради того, что-бы посмотреть, например, «Утро в сосновом лесу» — картину, которая так знакома многим с детства из учебника и по конфетной этикетке, да и «Богатырей»?

— Знаете, скажу сразу: я против похода в Третьяковку как стремительной пробежки от мишек к богатырям, потом к персикам, а затем — вон из галереи. Хотя признаюсь, что для человека, пришедшего в музей, сам факт узнавания картинки, некогда виденной в учебнике, крайне важен. Слава богу, отечественный зритель в массе своей все-таки не такой поверхностный. Причем я говорю не только о моем поколении, и даже не о поколении моих дочерей, уже достаточно взрослых, но и о молодых людях. Мы все-таки воспитаны на другом понимании того, что такое музей и зачем ты приходишь в него. В России вообще есть традиция все красивое и необычное внимательно и долго разглядывать. Для этого в нашем языке имеется даже специальное слово — «любоваться», которого не сыскать в иностранных языках.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Доминирование, релакс или абсурд? Что такое чувство юмора и как его развить Доминирование, релакс или абсурд? Что такое чувство юмора и как его развить

Все ученые по-своему трактуют наличие у нас чувства юмора

Psychologies
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
«Зеленый» менеджмент человеческих ресурсов | Green Human Resource Management «Зеленый» менеджмент человеческих ресурсов | Green Human Resource Management

Оценка влияния на экологическую устойчивость банков (на примере Нигерии)

Позитивные изменения
Правило чайной ложки Правило чайной ложки

Переборщив с косметикой, легко создать себе неприятности

Добрые советы
Шаг вперед: как правильно мотивировать ребенка Шаг вперед: как правильно мотивировать ребенка

Мотивация — важная движущая сила, но как правильно её применять на практике?

VOICE
Занавес! 6 типичных ошибок при выборе штор Занавес! 6 типичных ошибок при выборе штор

Правильно подобранные шторы отражают индивидуальность хозяйки. Как их выбрать?

Лиза
«Свежатинка»: самые обсуждаемые новые фильмы от женщин-режиссеров «Свежатинка»: самые обсуждаемые новые фильмы от женщин-режиссеров

Самые интересные «женские» премьеры 2022 года

Forbes
Надо ли пожилым женщинам отказаться от секса навсегда? Стоит узнать! Надо ли пожилым женщинам отказаться от секса навсегда? Стоит узнать!

Что на счет вынужденного отказа от секса? Для пожилых женщин есть советы

ТехИнсайдер
Новая жизнь издательского проекта «Каталог «Социальное предпринимательство России» | New Life of the Publishing Project “Catalog “Social Entrepreneurship of Russia” Новая жизнь издательского проекта «Каталог «Социальное предпринимательство России» | New Life of the Publishing Project “Catalog “Social Entrepreneurship of Russia”

Зачем мы с 2014 года собираем примеры, кейсы и обзоры социальных предприятий?

Позитивные изменения
Загадка единственной в мире легковой амфибии: история “Амфикара” Загадка единственной в мире легковой амфибии: история “Амфикара”

Почему мир не знает легковых автомобилей-амфибий?

ТехИнсайдер

Ради неё он бросил свою верную подругу Дженнифер Флавин — и остался в дураках

VOICE
Одна в поле воин: как женщины остаются наедине с проблемами и ждать ли подкрепления Одна в поле воин: как женщины остаются наедине с проблемами и ждать ли подкрепления

Как женщине найти опору в изменившейся реальности

Forbes
Иск о разморозке: стоит ли российским инвесторам судиться со странами ЕС Иск о разморозке: стоит ли российским инвесторам судиться со странами ЕС

Инвесторам пришло время подумать о плане Б

Forbes
Из 1196 человек спаслись только 316, остальных съели акулы: жуткая история крушения крейсера Из 1196 человек спаслись только 316, остальных съели акулы: жуткая история крушения крейсера

Катастрофа крейсера "Индианаполис" вошла в историю

ТехИнсайдер
Ненависть к отцу, постельные сцены с Меган и не только: скандальные отрывки из мемуаров принца Гарри Ненависть к отцу, постельные сцены с Меган и не только: скандальные отрывки из мемуаров принца Гарри

Просматриваем мемуары принца Гарри, которые наделали немало шума

VOICE
Сколько времени нужно, чтобы привести тело в порядок перед летним сезоном? Пора задуматься! Сколько времени нужно, чтобы привести тело в порядок перед летним сезоном? Пора задуматься!

Сколько времени нужно телу, чтобы сбросить лишний вес?

ТехИнсайдер
Почему листья на комнатных растенях желтеют и как решить эту проблему? Почему листья на комнатных растенях желтеют и как решить эту проблему?

8 распространенных причин появления желтизны на листьях и способы из устранения

ТехИнсайдер
Свет в конце туннеля глазами ученых: что чувствует человек во время клинической смерти? Свет в конце туннеля глазами ученых: что чувствует человек во время клинической смерти?

Почему воспоминания о моменте смерти у многих пациентов сходятся?

ТехИнсайдер
Фастфуд в СССР: чем перекусывали советские люди по пути на работу Фастфуд в СССР: чем перекусывали советские люди по пути на работу

Ранний советский фастфуд и фастуфудом-то сложно назвать...

ТехИнсайдер
Модернистский храм, барный кластер в Замоскворечье и закопанный гелендваген: знаковые проекты архитектора Валерия Лизунова Модернистский храм, барный кластер в Замоскворечье и закопанный гелендваген: знаковые проекты архитектора Валерия Лизунова

Подборка самых интересных проектов Валерия Лизунова и его бюро

СНОБ
«Пожалей меня»: бонусы роли жертвы, от которых пора избавляться «Пожалей меня»: бонусы роли жертвы, от которых пора избавляться

Чем опасны для психики вторичные выгоды роли жертвы?

Psychologies
Коучинг или шарлатанство: как отличить специалиста, способного помочь, от человека, который пытается на вас нажиться Коучинг или шарлатанство: как отличить специалиста, способного помочь, от человека, который пытается на вас нажиться

Что такое настоящий коучинг и как отличить мошенников от адекватных специалистов

Psychologies
«Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности «Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности

Принимаем ли мы реальность по-настоящему?

Psychologies
«Ему было сорок пять, мне — двенадцать»: о необычном похищении, наших субличностях и подлинных желаниях «Ему было сорок пять, мне — двенадцать»: о необычном похищении, наших субличностях и подлинных желаниях

Отрывок из книги «Путешествие к центру себя, или Трикстер и другие субличности»

Psychologies
Англомания и коллекционирование искусства: как жили женщины в семье Рябушинских Англомания и коллекционирование искусства: как жили женщины в семье Рябушинских

Отрывок из документального романа «Братья Рябушинские»

Forbes
Два мира Два мира

Поль Гоген создал свою версию Таити, его быта, культуры и мифологии

Вокруг света
Как привести себя в порядок после новогодних праздников? Простые советы для всех! Как привести себя в порядок после новогодних праздников? Простые советы для всех!

Как избавиться от лишних килограммов после затянувшихся праздников?

ТехИнсайдер
Пережила отца на 12 лет: всё о единственной дочери Элвиса Пресли, умершей в 54 года Пережила отца на 12 лет: всё о единственной дочери Элвиса Пресли, умершей в 54 года

Лиза Мария Пресли очень походила на своего знаменитого папу

VOICE
Что бодрит сильнее кофе: неожиданные напитки и продукты, которые помогут реактивно стартовать утром Что бодрит сильнее кофе: неожиданные напитки и продукты, которые помогут реактивно стартовать утром

Не только кофе: попробуй другие продукты и напитки — природные энергетики

VOICE
Открыть в приложении