«Убер» на своих двоих: как рекламщик из Москвы придумал глобальный бизнес на $30 млн
Менее чем за десять лет проект Михаила Александровского «Достависта» вырос из скромного столичного стартапа в глобальный сервис срочной доставки с 11 странами присутствия, $20 млн инвестиций и амбициями завоевать заметную долю на рынке объемом $30 млрд
Новый 2012-й год Михаил Александровский встречал дома в кругу друзей. Пока кругом стояла предпраздничная суета, предприниматель из Москвы раздумывал о новом бизнесе. «Под воздействием шампанского пазл сложился», — с улыбкой вспоминает в интервью Forbes 47-летний Александровский. В ту ночь он придумал сервис срочной доставки «Достависта» — проект, который за семь лет развития вышел на показатель выручки около $2,5 млн в месяц, появился на рынках 11 стран, привлек более $20 млн инвестиций и продолжает расти бурными темпами. Forbes изучил историю Александровского и выяснил, насколько далеко простираются амбиции бизнесмена, одним из первых в России догадавшегося «уберизировать» курьерскую работу.
Серийный рекламщик
В середине 1990-х уроженец Москвы Александровский окончил Российскую экономическую школу и на волне популярности рекламного бизнеса устроился в небольшое агентство при местном офисе Samsung. Проработав наемным менеджером четыре года, в 2001-м он решил запустить собственный бизнес. Предприниматель создал рекламное агентство TotalView. Со временем ему удалось превратить фирму в заметного игрока рынка: по словам Александровского, сегодня TotalView продает рекламу более чем на 1 млрд рублей в год. Среди клиентов — «Додо Пицца», 2ГИС, Совкомбанк и еще несколько крупных компаний. Выручка ООО «РА Тотал Вью» в 2018 году составила 54,5 млн рублей, чистая прибыль — 8,7 млн, свидетельствуют данные СПАРК.
Одним бизнесом Александровский ограничиваться не хотел. «Помимо TotalView, у меня было еще два стартапа, которые я завалил», — вспоминает предприниматель. Первым неудачным опытом для него стало агентство EnterMedia, которое «занималось рекламой в компьютерных играх». «Оказалось, игры замечательно монетизируются и без рекламы», — поясняет Александровский. Второй «прогоревший» проект — агентство Mobile Direct — тоже специализировался на рекламе, но в мобильных телефонах. «Телефоны сменились смартфонами, и продажи рекламы пошли по другим каналам. Оба стартапа не взлетели, и инвестиции — в обоих случаях меньше $1 млн — сгорели», — констатирует Михаил.
К 2011 году Александровский понял, что смартфоны — это новая «золотая жила». «Стало понятно, что ими скоро будут пользоваться все. Казалось, на рынке можно придумать много разных бизнесов», — говорит предприниматель. Сам он мечтал запустить мобильную игру по мотивам любимого им в детстве симулятора Payload: телефон представлял бы собой виртуальный «грузовичок», с помощью которого пользователь должен был перевозить виртуальный же «товар» из одной точки города в другую . Это был бы «аналог Pokémon Go с уклоном в логистику», разъяснял Александровский в интервью подкасту «Рунетология».
Но разработка мобильных игр уже в то время была сложной индустрией, в которой работали лучшие и как следствие самые дорогие разработчики — без опыта шансов преуспеть было немного, признает предприниматель. Поэтому в новогоднюю ночь он решил делать «реальный» офлайн-бизнес и перевозить с помощью смартфонов не виртуальные, а физические товары.
Курьеры-охранники
Александровский вовремя распознал перспективы экономики совместного потребления: в начале 2010-х начинал бурно расти бизнес флагманов этой модели — агрегатора таксопарков Uber, сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb и сервиса срочной курьерской доставки Postmates. Если первые две компании со временем сами вышли на российский рынок, то международного аналога «уберизированной» сети курьеров в стране не появилось. Эту «лакуну» и заполнил московский предприниматель.
На запуск компании «Достависта» он потратил около 12 млн рублей из собственных накоплений. На эти деньги была собрана первая команда и профинансирован процесс разработки — им руководил проектный менеджер Юрий Вильнид, а сам Михаил подключился к операционному управлению спустя пару лет, когда убедился в жизнеспособности проекта. «Потом наши пути разошлись, но запуск «Достависты» — это его заслуга», — признает Александровский. Спустя год к команде присоединился Дмитрий Зубков, который позднее получил статус сооснователя и остается СЕО проекта.
«Достависта» — это мобильное приложение, которое предоставляет клиентам доступ к базе курьеров, готовых доставить отправление день в день. Первых курьеров компания искала в основном среди студентов. С «Доставистой» они сотрудничают по агентскому договору и могут выбирать себе свободный график, совмещая его с другими подработками. Как и в случае с таксистами в Uber, приложение выбирает курьеров, исходя из ряда критериев: близости к месту получения заказа, персонального рейтинга (фидбек оставляют до 40% заказчиков) и способности уложиться в заданный клиентом временной интервал. Исполнитель либо сам выбирает заказы, либо указывает промежуток своей смены. Во втором случае операторы сервиса сами назначают курьеру заказы и помогают оптимизировать маршрут. В случае отсутствия заказов исполнитель получает минимальную гарантированную ставку. Размер вознаграждения курьеров при полной загрузке — до 60 000 рублей в месяц, уточняет Александровский.