Как «Достависта» вырос из скромного столичного стартапа в глобальный сервис

ForbesБизнес

«Убер» на своих двоих: как рекламщик из Москвы придумал глобальный бизнес на $30 млн

Менее чем за десять лет проект Михаила Александровского «Достависта» вырос из скромного столичного стартапа в глобальный сервис срочной доставки с 11 странами присутствия, $20 млн инвестиций и амбициями завоевать заметную долю на рынке объемом $30 млрд

Екатерина Кинякина

ma.jpg__1571220063__51801.jpg
Фото DR / Михаил Александровский

Новый 2012-й год Михаил Александровский встречал дома в кругу друзей. Пока кругом стояла предпраздничная суета, предприниматель из Москвы раздумывал о новом бизнесе. «Под воздействием шампанского пазл сложился», — с улыбкой вспоминает в интервью Forbes 47-летний Александровский. В ту ночь он придумал сервис срочной доставки «Достависта» — проект, который за семь лет развития вышел на показатель выручки около $2,5 млн в месяц, появился на рынках 11 стран, привлек более $20 млн инвестиций и продолжает расти бурными темпами. Forbes изучил историю Александровского и выяснил, насколько далеко простираются амбиции бизнесмена, одним из первых в России догадавшегося «уберизировать» курьерскую работу.

Серийный рекламщик

В середине 1990-х уроженец Москвы Александровский окончил Российскую экономическую школу и на волне популярности рекламного бизнеса устроился в небольшое агентство при местном офисе Samsung. Проработав наемным менеджером четыре года, в 2001-м он решил запустить собственный бизнес. Предприниматель создал рекламное агентство TotalView. Со временем ему удалось превратить фирму в заметного игрока рынка: по словам Александровского, сегодня TotalView продает рекламу более чем на 1 млрд рублей в год. Среди клиентов — «Додо Пицца», 2ГИС, Совкомбанк и еще несколько крупных компаний. Выручка ООО «РА Тотал Вью» в 2018 году составила 54,5 млн рублей, чистая прибыль — 8,7 млн, свидетельствуют данные СПАРК.

Одним бизнесом Александровский ограничиваться не хотел. «Помимо TotalView, у меня было еще два стартапа, которые я завалил», — вспоминает предприниматель. Первым неудачным опытом для него стало агентство EnterMedia, которое «занималось рекламой в компьютерных играх». «Оказалось, игры замечательно монетизируются и без рекламы», — поясняет Александровский. Второй «прогоревший» проект — агентство Mobile Direct — тоже специализировался на рекламе, но в мобильных телефонах. «Телефоны сменились смартфонами, и продажи рекламы пошли по другим каналам. Оба стартапа не взлетели, и инвестиции — в обоих случаях меньше $1 млн — сгорели», — констатирует Михаил.

К 2011 году Александровский понял, что смартфоны — это новая «золотая жила». «Стало понятно, что ими скоро будут пользоваться все. Казалось, на рынке можно придумать много разных бизнесов», — говорит предприниматель. Сам он мечтал запустить мобильную игру по мотивам любимого им в детстве симулятора Payload: телефон представлял бы собой виртуальный «грузовичок», с помощью которого пользователь должен был перевозить виртуальный же «товар» из одной точки города в другую . Это был бы «аналог Pokémon Go с уклоном в логистику», разъяснял Александровский в интервью подкасту «Рунетология».

Но разработка мобильных игр уже в то время была сложной индустрией, в которой работали лучшие и как следствие самые дорогие разработчики — без опыта шансов преуспеть было немного, признает предприниматель. Поэтому в новогоднюю ночь он решил делать «реальный» офлайн-бизнес и перевозить с помощью смартфонов не виртуальные, а физические товары.

Курьеры-охранники

Александровский вовремя распознал перспективы экономики совместного потребления: в начале 2010-х начинал бурно расти бизнес флагманов этой модели — агрегатора таксопарков Uber, сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb и сервиса срочной курьерской доставки Postmates. Если первые две компании со временем сами вышли на российский рынок, то международного аналога «уберизированной» сети курьеров в стране не появилось. Эту «лакуну» и заполнил московский предприниматель.

На запуск компании «Достависта» он потратил около 12 млн рублей из собственных накоплений. На эти деньги была собрана первая команда и профинансирован процесс разработки — им руководил проектный менеджер Юрий Вильнид, а сам Михаил подключился к операционному управлению спустя пару лет, когда убедился в жизнеспособности проекта. «Потом наши пути разошлись, но запуск «Достависты» — это его заслуга», — признает Александровский. Спустя год к команде присоединился Дмитрий Зубков, который позднее получил статус сооснователя и остается СЕО проекта.

«Достависта» — это мобильное приложение, которое предоставляет клиентам доступ к базе курьеров, готовых доставить отправление день в день. Первых курьеров компания искала в основном среди студентов. С «Доставистой» они сотрудничают по агентскому договору и могут выбирать себе свободный график, совмещая его с другими подработками. Как и в случае с таксистами в Uber, приложение выбирает курьеров, исходя из ряда критериев: близости к месту получения заказа, персонального рейтинга (фидбек оставляют до 40% заказчиков) и способности уложиться в заданный клиентом временной интервал. Исполнитель либо сам выбирает заказы, либо указывает промежуток своей смены. Во втором случае операторы сервиса сами назначают курьеру заказы и помогают оптимизировать маршрут. В случае отсутствия заказов исполнитель получает минимальную гарантированную ставку. Размер вознаграждения курьеров при полной загрузке — до 60 000 рублей в месяц, уточняет Александровский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как супруги из Москвы привлекли $14 млн инвестиций и попали в список Forbes Как супруги из Москвы привлекли $14 млн инвестиций и попали в список Forbes

Основатели международного сервиса для доставки товаров из-за границы Grabr

Forbes
Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора

Что выбрать между последним и предпоследним вариантами Apple Watch?

Популярная механика
Что на самом деле означают кошмарные сны и как от них избавиться Что на самом деле означают кошмарные сны и как от них избавиться

Некоторые ученые считают, что ночные кошмары передают нам определенные послания

Psychologies
Игра с Тенью: как использовать скрытые ресурсы личности Игра с Тенью: как использовать скрытые ресурсы личности

В каждом из нас есть стороны, которые мы не видим, не принимаем

Psychologies
Как кокос помогает худеть? Как кокос помогает худеть?

Врачи утверждают, что продукты из кокоса и масляничной пальмы полезны

Худеем правильно
Начать переустановку Начать переустановку

Эксперт: как научиться жить сегодняшним днем и стать осознанной

Cosmopolitan
10 самых сложных ультрамарафонов мира 10 самых сложных ультрамарафонов мира

Ультрамарафон — любая дистанция больше 42 км 195 м

РБК
8 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в раковину 8 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в раковину

Эти несколько типов загрязнений — «страшный сон» каждого сантехника

Популярная механика
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Что такое нетворкинг и как его правильно использовать

Cosmopolitan
Ян Гэ: «Главное, чему Россия меня научила, — это терпеть» Ян Гэ: «Главное, чему Россия меня научила, — это терпеть»

Ян Гэ — про русских и китайцев, соцсети и еду

РБК
Если вы читаете это, значит, меня уже нет. Если вы читаете это, значит, меня уже нет.

Отрывки из первой главы книги о Жанне Фриске

StarHit
Человек № 1. Москва, спорткомплекс «Динамо». Последний юбилей Льва Яшина Человек № 1. Москва, спорткомплекс «Динамо». Последний юбилей Льва Яшина

22 октября 2019-го великому вратарю исполнилось бы 90 лет

Огонёк
Ольга Филевская, педагог, 50 лет: Мама, папа, я — походная семья! Ольга Филевская, педагог, 50 лет: Мама, папа, я — походная семья!

Беременность, маленькие дети – не повод отказываться от любимого увлечения

Здоровье
Свёкла — суперфуд Свёкла — суперфуд

Овощ неприхотлив, долго хранится и стоит копейки

Здоровье
Гид по зимним курткам: что выбрать и с чем носить Гид по зимним курткам: что выбрать и с чем носить

Зима близко

Maxim
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies

Даже звезды умудряются выглядеть как милые дочурки в папином пальто

Cosmopolitan
Какие овощи помогут пережить холодное время года Какие овощи помогут пережить холодное время года

Осенние овощи и фрукты дадут возможность восполнить нехватку витаминов и энергии

Psychologies
Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале

Почему архитектурный смотр в Татарстане важен для республики и для архитекторов

РБК
Как сейчас живут первые участники «Дома-2»: Беркова, Меньщиков, Солнце и другие Как сейчас живут первые участники «Дома-2»: Беркова, Меньщиков, Солнце и другие

Куда пропали и чем сейчас занимаются самые первые участники «Дома-2»

Cosmopolitan
Как по нотам Как по нотам

К осеннему сезону бренды представили новые версии парфюмерных хитов

Grazia
Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы

Как русские люди говорят о бедности и богатстве?

СНОБ
Рисовая диета на 7 дней: минус 10 кг за неделю Рисовая диета на 7 дней: минус 10 кг за неделю

Рисовая диета обрела популярность как одна из самых эффективных.

Cosmopolitan
Наталья Бочкарева тогда и сейчас: что изменилось во внешности «Даши Букиной» Наталья Бочкарева тогда и сейчас: что изменилось во внешности «Даши Букиной»

За Натальей Бочкаревой закрепилась самая яркая ее роль

Cosmopolitan
Светлана Ходченкова: «Стараюсь выгоду в виде удовольствия извлекать из всего» Светлана Ходченкова: «Стараюсь выгоду в виде удовольствия извлекать из всего»

Актриса рассказала, на что пошла ради съемок в триллере «Герой»

Grazia
13 богатейших американцев до 40 лет. Как они стали миллиардерами? 13 богатейших американцев до 40 лет. Как они стали миллиардерами?

Новый рейтинг богатейших людей Америки по версии Forbes

Forbes
Фотограф Платон вспоминает, как снимал Путина для обложки Time Фотограф Платон вспоминает, как снимал Путина для обложки Time

Фотограф Платон рассказывает о том, как он снимал Путина для журнала Time

Esquire
Держать фасон Держать фасон

Эдит Куснирович — одна из ключевых фигур в компании Bosco di Ciliegi

OK!
6 технологических новинок техновыставки IFA, за которыми будущее 6 технологических новинок техновыставки IFA, за которыми будущее

Ну наконец-то человечество создало шкаф, который сам ухаживает за одеждой

Playboy
Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно

Поиск баланса между семьей и карьерой лишает энергии и веры в себя

Psychologies
Открыть в приложении