Любить — тоже искусство
О великом фотографе Питере Линдберге, чей двухтомный альбом Dior/Lindbergh в ноябре выпускает Taschen, вспоминает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова
Работая в жанре фотографии моды и стиля, Питер Линдберг не документировал складочки и вытачки — он создавал новый образ женщины, который сегодня стал реальностью. Его хрупкие героини превратились в сильных воительниц. Мужские костюмы не оттеняли, но подчеркивали их невероятную женственность. Увидев однажды его съемку, забыть ее невозможно.
Именно она волновала меня в кризисном 1998 году, когда молодой музей (МАММ было всего два года) мог или закрыться, или начать новый мощный проект. Мы пошли вторым путем. Съемки Линдберга были метафорой того, что во все трудные времена, объединившись, женщины могут найти выход. Когда весной 1999 года мы открыли его выставку, на вернисаже ко мне подошли два незнакомых друг с другом человека, каждый из которых полуриторически сказал: «Кажется, кризис кончился». На вопрос: «Почему?» — ответ был простой: «Праздник начался!»
Мы продолжаем традицию биеннале «Мода и стиль в фотографии» до сих пор. В традицию превратились и выставки Питера Линдберга в Москве, которые наш музей регулярно показывал на протяжении 20 лет. Последней была его работа для календаря Pirelli 2017 года. Черно-белые портреты, снятые почти без дистанции на нейтральном фоне, показывают без грима и ретуши лица таких великих актрис, как Шарлотта Ремплинг, Николь Кидман, Хелен Миррен. Я думаю, эти великие женщины никому и никогда не разрешили бы снимать в упор свои морщинки и пигментные пятна. Питер Линдберг был исключением.