Три главных тренда автомобильного рынка будущего
В начале января самое время поговорить о том, что год грядущий готовит всем автомобилистам. На сей раз речь пойдет не только и не столько о новых моделях, сколько об основных тенденциях автопрома, бурное развитие которых ожидается и в течение предстоящих месяцев, и во всем третьем десятилетии этого века, начавшемся в минувшую новогоднюю ночь
Начиная писать этот обзор, посвященный актуальным тенденциям развития авторынка, воплощение которых мы будем наблюдать в этом году и десятилетии XXI века, я вспомнил два своих ярких впечатления последнего времени. Первое — от новости, что в Швеции стартовал шеринг кроссовок. Второе — от новости, что мой хороший знакомый, известный кинорежиссер и сценарист, продал свой Landrover и перешел на каршеринг, потому что собянинское правительство решило сломать здание кинотеатра, в подвале которого у моего знакомого находился подземный гараж. Обе эти новости, как легко догадаться, являются индикаторами одного и того же процесса. Шеринг кроссовок — это шеринг средства передвижения в буквальном смысле этого слова. И если шеринг одежды — хорошее подспорье для старого доброго секонд-хенда, вещь вполне обычная, не слишком этически выдающаяся, существующая в мире довольно давно и даже проникающая в Россию, то шеринг кроссовок является челленджем, атакующим брезгливость, интимные границы и привычку к чистоплотности разом. На этом фоне главный аргумент против каршеринга — «не знаю, кто там сидел до меня» — меркнет. Шузшеринг самим фактом своего появления указывает на то, что каршеринг не победить.
Последние лет десять о каршеринге все говорят, восемь из них для нас, москвичей, он является реальностью. Каршеринг можно назвать одной из основных тенденций развития авторынка не потому, что он связан с производством новых моделей, а потому, что в прямом смысле слова воздействует на рынок — снижает долю личных автомобилей. Пока что наибольшее давление каршеринг оказывает на средний и нижний ценовой сегмент, поскольку таких машин больше всего в каршеринговых парках, но в будущем идеальном мире шеринговой экономики распределение автомобилей на рынке по классам не слишком изменится: богатые будут ездить на премиальном каршеринге, средний класс — на каршеринге среднего класса, и так далее. Насколько реальна эта фантастическая картина, сказать трудно: первый сервис по аренде авто был запущен в далеком 1948 году в Цюрихе, но просуществовал всего два-три года, после чего на Западе возникали периодические попытки, многообещающие, но так и не ставшие тенденцией. Истинно победительное движение по миру каршеринг начал лишь в миллениум, и к настоящему моменту каршеринговые парки развитых стран — это десятки тысяч автомобилей, к крупнейшим из них относится рынок Германии. Однако совсем недавно мировым лидером каршеринга стала Москва: 30 тысяч каршеринговых машин колесило по ее улицам и стояло за символическую цену на ее дорогущих для автовладельцев платных парковках еще в 2019 году. В 2021 году планируется сближение рынков такси и каршеринга.