@zoomstreetart: «Если есть, что сказать — мне промолчать трудно»
Стрит-арт художник о современном искусстве и своем месте в городе.
Уже несколько лет в Москве появляются забавные и меткие граффити, обыгрывающие социальные темы и культурную путаницу в головах современников — персонажи русских сказок переплетаются с героями американских боевиков и не только. Комунальщики быстро закрашивают эти работы, но в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) автор нашелся быстро. MAXIM разыскал и побеседовал того, кто скрывается за ником @zoomstreetart в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Забавно, что название твоего проекта полностью созвучно с сервисом видеозвонков ZOOM — одним из главных символов пандемии. Это как-то отразилось на твоей популярности?
Это было бы странно. Никак не отразилось, нет. Продажи зум-оптики также не выросли.
Проект Zoom — это команда или один человек?
Раньше нас было двое, теперь я один. Мы это не афишировали — художника должна окружать пелена мистификации.
Как ты пришел к стрит-арту?
Я всегда знал, что я художник. И я не готов работать в стол — мне нужно немедленно показать свое высказывание максимально широкому кругу людей и сразу же получить обратную связь. Для такой задачи не существует ничего лучше стрит-арта связанного с Инстаграмом.
Твои работы быстро закрашивают. Ты как-то сказал «такое ощущение, будто комунальщики подписаны на мой Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» — в чем разница: писать в стол или в Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?
Вид медиа не имеет значения. Если я успел сфотографировать работу, мне уже все равно, когда ее закрасят. Это и есть результат, я не ставлю себе задачу оформления города.
Что бы ты сделал, если бы твою работу присвоили? В стрит-арте есть авторское право?
Это небезопасно — все равно что в тюремном душе мыло уронить. В стрит-арте по почерку понятно, кто что сделал.
С развитием интернета каждый сам себе артист, каждый имеет публику. Как ты считаешь, есть какой-то «порог входа» в искусство?
На котиков тоже смотрят, так что публика это не критерий. Я считаю, порог входа нулевой, дальше все решает качество контента. Вопрос «кто творец, а кто пустоцвет» каждый решает индивидуально.
Ты соблюдаешь полную анонимность, но в наше время она кажется рудиментом: камеры, система распознавания лиц, контролируемый интернет — что для тебя значит анонимность?
По поводу камер и прочего полностью согласен. Кому надо, тот уже давно знает и номер моей машины, и размер сапог, и цвет глаз. Я просто не считаю, что конкретная личность важна. Значение имеет только то, какой след ты оставил. По-моему, это позор, когда все знают тебя в лицо, но никто не помнит, что такого интересного ты сделал.
Какой след ты оставил, и кто этот след сфотографировал и опубликовал… Стрит-арт — это что-то поверхностное и сиюминутное?
Стрит-арт — это инструмент. Как нож. Он не может сам по себе быть поверхностным, развлекательным или глубоким. Каждый может использовать его, как он сам считает нужным. Ножом можно фигурку вырезать, можно картошку порезать, а можно и человека ударить.
В одном из интервью ты сказал: «Вы меня извините, но я считаю, что заниматься современным искусством неприлично». Если мы тебя правильно поняли, ты противопоставляешь стрит-арт современному искусству. Чем же он является — искусство, но не современное, или инструмент, который может служить — в том числе и современному искусству?
Art for the Masses. Понятное искусство. Со временем я все лучше понимаю, чем я занимаюсь. Если ты рисуешь на улице, и у тебя нет никакого смыслового посыла людям, проходящим мимо твоей стены, кроме «я тут был, я существую» — зачем ты вообще этим занимаешься? Я хочу пройти между бессодержательностью, прошу прощения, современного граффити и псевдоэлитарностью современного искусства, которое выдавливает неочевидные смыслы из сложного клубка коннотаций.