Между джокером и трендом: как изменится мир за первую половину ХХI века
Под футурологией нередко понимают экстраполяцию текущих процессов в будущее: к примеру, если в прошлом году вырос объем авиаперевозок, значит, будущее за глобальной мобильностью. 2020 год показал, как легко история может разрушить подобные наивные предсказания. Тем не менее, анализ текущих трендов действительно позволяет разглядеть контуры будущего, если отделить случайные исторические повороты от фундаментальных процессов развития, считает директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Александр Чулок.
Год 2020-й наглядно показал нам, что такое «джокер» — событие с низкой вероятностью наступления, но с масштабными эффектами.
Грядущее десятилетие оценивалось большинством экспертов как кульминация четвертой промышленной революции с тотальным проникновением интернета и роботов, всеобщей оцифровкой, прорывами в энерго- и биотехнологиях, распространением аддитивных технологий и материалов с программируемыми свойствами. Результатами должны были стать сокращение себестоимости производства (от 10% до 40%), кастомизация продуктов и услуг под нужды каждого потребителя (в рамках концепции Product as a Service — PaaS) и высвобождение большого числа рабочих мест (по оценкам ВЭФ, до 85 млн по всему миру к 2025 году). Однако пандемия и предельно низкие цены на нефть спутали и так разнящиеся прогнозные оценки.
Ведущие мировые центры прогнозирования (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН, ВЭФ, МВФ, Мировой банк) увеличили объем дисклеймеров в своих прогнозах от пары предложений до нескольких абзацев. Однако ключевой пассаж у всех един: «мы точно не знаем». Не знаем, какие эффекты событий 2020 года будут сохраняться и далее, не знаем, какие секторы экономики выиграют, а какие проиграют, не знаем, будут ли люди жить в мегагородах или создадут новые деревни будущего. Среди ключевых слов, описывающих приоритеты ближайших лет, — технологичность, гибкость, адаптивность, продовольственная и кибербезопасность, забота о природе и человеке как ее части.
Ниже описаны пять ключевых трендов, действие которых находится на грани между традиционным прогнозированием и экстраполяцией текущих процессов (Интернет повсюду, больше дронов и электромобилей, меньше физических контактов и тому подобное) и чистой футурологией (бессмертные люди, роботы-президенты, общество киберпанка, дороги без пробок и прочее).