Стесняюсь спросить: что нужно знать о раке предстательной железы?
Вопросы мужского интимного и репродуктивного здоровья — тема деликатная. Кто-то максимально беспечно относится к собственному организму и самочувствию, кто-то стесняется записаться на прием к врачу и откровенно обсудить наболевшую тему. Есть и те, кого от одного упоминания о раке предстательной железы бросает в холодный пот. Эта категория мужчин предпочитает блокировать любые разговоры о страшном диагнозе из-за страха нечаянно оказаться с болезнью лицом к лицу. К какой бы группе вы себя ни причислили, наш ликбез о раке предстательной железы, подготовленный совместно с Всеволодом Борисовичем Матвеевым, урологом, онкологом, доктором медицинских наук, профессором, президентом Российского общества онкоурологов и экспертом Европейской ассоциации урологов (EAU) секции «Рак предстательной железы», точно не будет лишним. Предупрежден — значит вооружен.
1Насколько часто рак предстательной железы встречается у мужчин?
Довольно часто, и, опираясь на данные о других людях, которые умерли от других заболеваний, можно с уверенностью сказать, что рак предстательной железы — это закономерный процесс старения мужского организма. Если бы каждый мужчина доживал до 120 лет, то у каждого был бы рак предстательной железы. Вероятность наличия этого заболевания увеличивается прямо пропорционально увеличению возраста. При средней продолжительности жизни, зафиксированной на сегодняшний день, рак предстательной железы можно найти у каждого шестого мужчины.
2Кто находится в главной группе риска?
Существует несколько групп риска. Как я уже успел отметить в самом начале, вероятность возникновения и наличия диагностированного рака предстательной железы у мужчин увеличивается с возрастом: чем старше мужчина, тем выше вероятность. Но есть и отдельные представители мужского пола, у которых шансы столкнуться с раком предстательной железы априори выше, чем у других. Во-первых, существует так называемый наследственный рак предстательной железы, обусловленный наличием определенных генетических мутаций. Как у женщин рак молочной железы и рак яичников связан с мутацией гена BRCA, так и рак предстательной железы у мужчин связан с мутацией гена BRCA и гена HOX B13. Мутации в этих генах отмечаются и при семейной онкологии. Мы знаем, что если у ближайшего родственника, например у отца или брата, диагностирован рак предстательной железы, то вероятность его выявления у второго брата увеличивается в 2,5 раза. Если же заболевание находят у отца и брата, то в 5 раз. А если еще и у матери был или есть рак молочной железы или рак яичников, то в 6–8 раз. Поэтому наследственные факторы, безусловно, играют важную роль. Пациенты с историей рака предстательной железы у ближайших родственников — в зоне повышенного риска.
3Какова статистика заболевания в России и мире?
Если говорить о числовом выражении, то количество новых случаев рака предстательной железы в мире у мужчин уже вышло на первое место, опережая рак легких и рак желудка. Россия пока занимает второе место, но с каждым годом количество новых случаев увеличивается. По статистике, на конец 2019 года была выявлена 41 000 новых случаев рака предстательной железы, и еще 259 000 пациентов состоят на учете.
4Как часто мужчинам следует проходить диагностику и сдавать анализы, чтобы предотвратить рак предстательной железы?
Это довольно сложный вопрос. Было проведено множество исследований, посвященных скринингу рака предстательной железы на основе определения простатического специфического антигена (ПСА). На сегодняшний день этот скрининг пока признан недостаточно эффективным и не рекомендован всем категориям мужчин, поскольку в процессе обследования выявляется большое количество клинически незначимых раков предстательной железы, то есть тех форм рака, которые никогда не повлияют на продолжительность жизни. Рак предстательной железы может иногда очень медленно развиваться. Если пациенту 70 лет, он никогда его не убьет, и его лечить не надо. Проблема скрининга именно в том, что зачастую он выявляет те формы рака, которые вообще лечить не нужно. Надежных способов отличить один рак от другого у нас пока тоже, увы, нет. И автоматически возникает дилемма: что делать с этим пациентом?