«Никогда не знаешь, когда тебе придется исполнить свою последнюю песню»*
Без преувеличения можно сказать, что The Doors — великая группа, которая подарила этому миру не один хит. За каждой легендарной песней стоит такая же легендарная история. Музыкальный обозреватель Esquire Диана Пашковская рассказывает о 10 главных хитах группы.
Light My Fire
Эта композиция — собирательный образ группы The Doors. Песня была написана гитаристом Робби Кригером. Единственное дополнение, которое сделал к будущему хиту Джим Моррисон, — это строчка and our love become a funeral pyre, рифмующаяся с no time to wallow in the mire. Кроме того, что Light My Fire — это гимн сексу и смерти, так еще и яркий пример креативности коллектива. За неимением басиста в группе клавишник The Doors Рэй Манзарек выполнял двойную функцию: правой рукой он играл на транзисторном комбо-органе Vox Continental, выступавшем главным инструментом в песне, а левой — подбирал басовые партии на пианино Fender Rhodes.
В год выхода сингла The Doors были приглашены исполнить его во время шоу Эда Салливана. Продюсер программы настаивал на замене строчки girl we couldn’t get much higher на girl we couldn’t get much better, чтобы избежать возможной скрытой пропаганды наркотиков. Во время репетиции Моррисон спел сингл в цензурной версии, однако в момент записи шоу вернулся в оригинальному тексту, за что The Doors больше на передачу не приглашали.
Несмотря на то что продолжительность сингла больше 6 минут, трек пользовался огромным спросом на радио. Для эфира песня была сокращена вдвое, что повлекло за собой практически полное удаление гениальной, переносящей в трансцендентальные миры, инструментальной партии трека.
Light My Fire 1967
Love Me Two Times 1967
Еще одна песня о любви (читай — о сексе) от Робби Кригера. Love Me Two Times вышла в составе второго альбома Strange Days, хотя сингл и был написан для дебютной пластинки группы.
Вдохновением для автора стали предстоящий тур The Doors по Северной Америке и война во Вьетнаме. Гитарную партию к песне Кригер написал под впечатлением от трека Southbound Train. Рэй Манзарек назвал произведение «лучшим блюз-роковым произведением Робби о потерях и похоти, либо о множественных оргазмах».
По сути, идея песни заключается в том, что секс — это путь к выживанию в странные времена, и перед тем как оставить подружку, тебе нужно, чтобы тебя «полюбили дважды».
Благодаря тому, что песня укладывается в 3 минуты и 16 секунд, она идеально подходила для радио. Однако группа столкнулась с тем, что редакторы с настороженностью отнеслись к синглу и неохотно брали его в ротацию из-за противоречивого текста, имеющего как минимум двойную трактовку.
Несмотря на то что The Doors создали по‑настоящему идеальную поп-песню, в которой блюзовые элементы становятся самыми запоминающимися, часть радиостанций отказали коллективу в поддержке.
Love Me Two Times 1967
People Are Strange
В своей книге «Всадники в грозу: моя жизнь с Джимом Моррисоном и The Doors» (Riders on the Storm: My Life with Jim Morrison and the Doors) барабанщик группы Джон Дэнсмор вспоминал: «[Моррисон сказал] „Да, у меня хорошее предчувствие насчет этой [песни]. Она явилась мне из ниоткуда... как живая. Я просто сидел там наверху и смотрел на город“. Его глаза были наполнены счастьем. „Я набросал текст на скорую руку. Начать снова писать — это потрясающее ощущение“. Он посмотрел на смятый лист бумаги и спел припев своим чарующим блюзовым голосом».
Так из обычной прогулки музыканта, которая была нужна ему, чтобы хотя бы немного отвлечься от депрессии, появилась одна из самых красивых песен The Doors.
К слову, именно психологическое состояние, в которым был Джим, во многом объясняет нуаровое настроение трека.
Основатель лейбла Elektra Records, подписавшего The Doors, Джек Хольцман рассказывал, что финальный текст песни Моррисону помог написать Джон Дэнсмор. Вместе они накидали припев when you’re a stranger, faces come out of the rain / when you’re strange, no one remembers your name. Музыку к синглу написал Манзарек. Свое гитарное соло он записал с первого раза.
People Are Strange 1967
Five To One
Будучи студентом Университета штата Флорида, Моррисон особенно увлекался философией протеста и психологией масс. Полученные знания он применял на практике во время выступлений с одной из самых противоречивых песен, которая была у The Doors — Five To One с третьего альбома группы Waiting For The Sun. Название трека, которое переводится как «пять к одному» — это пропорция, указывающая на соотношение количества молодого населения США к пожилому, тех, кто курит марихуану, а кто — нет.
Кроме того, 5 к 1 — это количество вьетнамских солдат по отношению к американским во время войны между двумя государствами. Не исключено, что название песни — это кивок в сторону «Искусства войны» Сунь Цзы, писавшего: «Если соотношение наших воинов к солдатам противника 10 к 1, то нужно окружать. Если 5 к 1 — атаковать».
Несмотря ни на что, Джим Моррисон отрицал политический подтекст песни, хотя он весьма очевиден.
Поговаривают, что в Five To One есть отсылки к поэме викторианской эпохи Child’s Evening Hymn, написанной Сабин Баринг-Булд.