«Богатство лишает нас свободы и безопасности». Владимир Яковлев — об инвестициях времени и радостях жизни
Владимир Яковлев вошёл в историю российской журналистики как создатель революционных для своего времени медиапроектов — газеты «Коммерсант» и журнала «Сноб». Но 8 лет назад он с головой окунулся в совершенно другую сферу — социальное предпринимательство. Теперь Яковлев развивает проект «Возраст счастья» (посвящён активной старости) и пишет «инструкции» по уходу за мозгом. В подкасте Inc. «Лучшая версия» он рассказал, как правильно спать, чем опасен перфекционизм и как оценивать успех своих инвестиций в жизнь.
«Мои инвестиции были очень-очень-очень неудачными»
— Вы были успешным медиа-менеджером, а теперь занимаетесь темами здоровья, счастья и осознанности. В какой момент и, главное, почему произошёл вот этот переход и сменилась ваша внутренняя повестка?
— Основной продукт, которым я сейчас занимаюсь, — это такие видео, которые выходят каждый понедельник в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и в YouTube. Они, в общем, про жизнь и про то, что я о ней понял. Почему я этим занимаюсь? Считается, что в принципе у человеческой цивилизации в ближайшее время (до конца этого века, по крайней мере) будут два основных направления развития. Одно из них — качество жизни, а второе — здоровье и увеличение продолжительности жизни. Хочется поучаствовать.
— То есть это такой ваш вклад в развитие человечества?
— Нет, дело не в этом. Во-первых, мне это интересно, а во-вторых, это то, к чему я пришёл, потому что у меня жизнь случилась немножко наоборот. Что касается социального успеха — богатства, денег, власти, — они у меня получились очень рано. Я был владельцем издательского дома «Коммерсант», который потом продал и получил за него $20 млн, что тогда было огромными деньгами. Но, конечно, тогда у меня была довольно большая власть: в «Коммерсанте» работало много людей, и это были 90-е, когда деньги всем были нужны, и власти у бизнесменов тогда было очень-очень много. Ну и, кроме того, «Коммерсант» был очень влиятельным изданием.
И знаете, потом в моей жизни наступил момент, когда я и власть, и деньги потерял, — полностью разорился. И когда прошёл шок, я неожиданно для себя обнаружил, что моя жизнь стала намного лучше. Это заставило меня очень много думать о том, как устроена жизнь. В результате я понял то, чего раньше абсолютно не понимал: мы все в основе своей инвесторы, мы инвестируем время, чтобы на выходе получить радость от жизни. И если ты сделал неправильную инвестицию, потерял время и не получил радости, то это время не вернётся уже никогда.
— А насколько успешным инвестором вы были тогда, в 90-е?
— Очень неуспешным. Видите, в чём дело: любое твоё занятие — проект. Скажем, заработать деньги или научиться быстро бегать — это всё проекты. И в какой-то момент ты понимаешь, что настоящий результат не в том, что ты заработал деньги или научился бегать быстрее всех. Настоящей прибылью от твоих инвестиций является та радость, которую ты в итоге получил. И если посмотреть с этой точки зрения (а мне кажется, она правильная), мои инвестиции были очень-очень-очень неудачными. Я вложил огромное количество времени, но в результате то время, когда у меня было много денег, как это ни парадоксально, было худшим в моей жизни.
Первая вещь, которой тебя лишает богатство, — свобода. Кажется, что деньги свободу дают, но это неправда — они свободы лишают. Потому что когда я работал корреспондентом и у меня не было ни «копья» — я был абсолютно свободным человеком. Мог улететь куда угодно и с кем угодно, остановиться в какой хочешь гостинице и общаться с кем захочу. А когда пришло богатство, всё изменилось. Теперь я мог поехать только в определённое место, общаться только с определёнными людьми, летать только бизнес- или первым классом. И это первое ограничение, которое возникает в том, что касается свободы. Потому что ты не готов принимать ничего, что не соответствует твоему внутреннему представлению о качестве. А с какого-то момента начинаешь просто бояться выходить за эту зону.
Вторая вещь, которой тебя лишает богатство, — безопасность. Во-первых, ты чувствуешь, что все хотят получить твои деньги тем или иным способом. И ты с опаской относишься к людям, у которых денег меньше, чем у тебя. Есть и другая, ещё более важная причина. Когда у тебя средний уровень достатка (или даже средне-высокий), твою жизнь определяет очень большое количество обстоятельств: друзья, с которыми общаешься, хобби… А когда ты богат, твоё качество жизни определяет только одно-единственное обстоятельство — деньги. Это они определяют, с кем ты общаешься, в какую школу ходят учиться твои дети, где ты отдыхаешь и как одеваешься. Деньги становятся абсолютно глобальным фактором в твоей жизни.
«Наш мозг — приборная шкала»
— Вместе с журналистом и сценаристом Мариной Собе-Панек вы написали книгу «Уход за мозгом». Когда вы начали погружаться в эту тему? Что для вас лично стало главным инсайтом?
— У этой книжки была очень необычная базовая идея. Я журналист по первому образованию, Марина — журналист и сценарист научно-популярных фильмов. Ни один из нас не нейробиолог. Мы хотели подойти к мозгу с пользовательской точки зрения. Например, если взять какой-нибудь самый простой прибор — скажем, тостер, — про его работу можно рассказать так, что неподготовленный человек ничего не поймёт. Потому что можно очень сложно рассказывать про электричество, температурную обработку и много чего ещё. Но к тостеру есть инструкция, которая написана так, чтобы она была понятна пользователю.