«Только деньги имеют власть деформировать и определять человеческие жизни»
В четверг, 22 февраля, в российский прокат выходит фильм Ридли Скотта «Все деньги мира», снятый на основе реальной истории похищения внука миллиардера Жана Пола Гетти. Автор сценария Дэвид Скарпа в интервью Esquire рассказал о работе над картиной, сотрудничестве со Скоттом и отношении к деньгам.
— Каково было писать сценарий во время разворачивающегося скандала? Приходилось что-то изменять для новых дублей?
— Я бы не сказал… Сначала мы подумали, что нам может быть придется что-то переснять, а потом мы и правда пересняли. Знаете, не так часто выпадает шанс сделать что-то дважды. Поэтому все в команде начали генерировать идеи типа: «Слушайте, а давайте сделаем это вот так?», «А что если попробовать вот это?», «Что если мы сделаем вот это, потом вырежем, а потом поставим обратно?»
В итоге наш монтажер Клэр Симпсон вынесла приговор: «Если мы будем вмешиваться в сценарий и бесконечно все изменять — мы испортим то, что уже сняли». Она решила, что все сцены будут совпадать с уже запланированными временными интервалами. И Ридли (Ридли Скотт, режиссер фильма.— Esquire), я думаю, почувствовал то же. Он заранее раскадровывает все фильмы и знает, что и где должно быть. Он точно не хотел бы изменять то, что уже было снято.
— Как вы переснимали кадры? Клэр монтировала, оператором был Дариуш Вольски…
— В этом волшебство диджитал эры. Они могли сесть, нажать на кнопку и начать снимать, а потом вернуться в монтажерку и тут же вставить новые кадры. Сняли кадр — и бум: он уже в фильме. Поэтому к моменту, когда мы все досняли, у нас уже был готовый фильм. Нам пришлось работать в этом темпе, потому что через три дня после окончания съемок мы показывали работу Голливудской ассоциации иностранной прессы. И знаете, в фильме всегда есть саундтреки, и все происходящее должно совпадать с музыкой — но это почти нереально. Поэтому Клэр проделала героическую работу.
— Вы видели оба варианта фильма?
— Нет, не видел. Я видел только версию с Кевином Спейси. Я смотрел ее дважды и ни разу версию с Кристофером Пламмером. Я видел только куски, потому что работал над чем-то для Ридли и у меня поджимали сроки. Я должен был пойти, но не пошел на показ для Голливудской ассоциации иностранной прессы. Я сказал, что в таком случае не успею вовремя, поэтому мы отказались от этой идеи.
— А как вы искали фактуру для своих сценариев? Для «Клеопатры» и для «Всех денег мира»?
— Мне пришлось много работать с Римом. Так получилось, что Рим стал большой частью моей жизни. И да, мне пришлось много изучать. В 2006 году мы с Квентином Кертисом (продюсером фильма «Все деньги мира». — Esquire) говорили о фильме. У него на руках был отрывок из книги Джона Пирса, которая называется «Пол Гетти: мучительные миллионы». Правда, мы использовали только одну главу, но он написал ту книгу, можно сказать, в соавторстве с Гейл Гетти (главной героиней фильма). И потом мы разговаривали со многими героями, в том числе с Жаном Полем Гетти III (тем самым юноше, которого похитили), они рассказывали о пережитом опыте.
— А для «Клеопатры»?
— Для «Клеопатры» материала гораздо меньше… Я даже не знаю почему… Люди просто не говорят.
— Почему, вы думаете, эта история интересна современной аудитории?
— Я думаю, в тот момент мне хотелось сделать фильм о деньгах и власти, которую деньги имеют над всеми. Часть жизни бедные люди должны тратить на то, чтобы заработать на аренду. Представители среднего класса живут в несчастливых браках, работают на нелюбимых работах — и все из-за денег. Только деньги имеют власть деформировать и определять человеческие жизни. И у нас у всех есть иллюзия, что мы свободны.