«Толчок коленом в зад»: как бизнес отреагировал на полученное ФСБ разрешение использовать амнистию капитала
Декларации об амнистии капитала могут стать обвинительным аргументом в уголовных делах, хотя в 2014 году Владимир Путин обещал бизнесменам гарантии того, что их не будут «трясти» правоохранительные органы. Этот прецедент дискредитирует идею амнистии — бизнес теперь будет бояться декларировать активы, считают опрошенные Forbes бизнесмены и юристы.
Телефон раскалился от звонков: бизнес, похоже, напуган, многие спрашивают, что это означает», — сокрушается сотрудник крупной юридической компании, обсуждая в разговоре с корреспондентом Forbes новый поворот в деле совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Верховный суд 10 октября не увидел нарушений в изъятии сотрудниками ФСБ и включении в уголовное дело спецдекларации Израйлита, в которой он, воспользовавшись объявленной российскими властями амнистией капитала, раскрыл свои активы.
Израйлит подал декларацию в начале 2016 года, а в декабре того же года был арестован. Компания Израйлита «Усть-Луга» строила одноименный морской порт на Финском заливе. Бизнесмен обвиняется в хищении 1,5 млрд рублей, выделенных на порт (ч.4 ст.159 УК РФ, «мошенничество в особо крупном размере»), а также в легализации преступных доходов (ст.174.1) и в выводе средств за границу по подложным документам (ст.193.1). В 2017 году следователи на основе решения суда изъяли его декларацию в ФНС и включили ее в состав уголовного дела — именно она стала доказательством по последним двум статьям.
«Закон «О добровольном декларировании» однозначно запрещал использовать сведения из декларации и допрашивать должностное лицо ФНС по этим сведениям», настаивает защитник Израйлита в суде Виктория Бурковская, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Адвокаты Израйлита пытались оспорить законность изъятия декларации, однако в октябре Верховный суд отказался передавать их жалобу в кассационную инстанцию. «Верховный суд отказался рассматривать аргументы защиты. По сути, обоснование свелось к тому, что в декларации содержится налоговая тайна, поэтому суд имел возможность разрешить ее выемку. Аргументы о гарантиях, предоставленных статьей 4 ФЗ «О добровольном декларировании ….» суд не оценивал», — рассказывает Бурковская. По ее мнению, данный кейс свидетельствует о недостаточности правовых гарантий для декларантов. Выход юрист видит в немедленной декриминализации статьи 193.1 УК.
Обещания не использовать амнистию против бизнеса давал президент Владимир Путин в 2014 году. «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твёрдые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнётся с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов», — говорил президент в послании Федеральному собранию в 2014 году.