Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины
Милан – мировой центр… передовых технологий. Непривычное словосочетание, не правда ли? Просто речь пойдет не о моде, а об автомобильных шинах. Формула-1, суперкары Ferrari и Lamborghini, полиуретановая шумопоглощающая губка и встроенные микрочипы – это лишь часть продвинутых инженерных разработок, которыми занимается компания Pirelli в самом модном городе в мире.
Не резиной единой
Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках, это высокотехнологичный многокомпонентный продукт, по сложности устройства не уступающий самому автомобилю. Для их изготовления применяются более 200 различных материалов, в том числе диоксид кремния, нейлон, титан, кобальт, полиэстер, вискоза, натуральные масла, стальные и полимерные нити. По отношению к шине специалисты не зря используют глагол «работает», потому что это целый комплекс технологий, каждая из которых выполняет свою задачу.
Поверхность покрышки – единственная точка, в которой автомобиль контактирует с дорожным покрытием (в четырех местах, разумеется), и во многом именно от нее зависит поведение машины на дороге: разгон, торможение, управляемость, противостояние аквапланированию. Она изрезана сложным рисунком из канавок и ламелей, формирующих различные рабочие блоки протектора.
Шины определяют стратегию и зрелищность
Формула-1 – это не только про автоспорот, но и про шоу. Зрелищность Королевских гонок во многом зависит от разработок поставщика шин для Ф-1, а с 2008 года монополист в этом сегменте – Pirelli. Само собой, на болиды устанавливают особые шины: гражданские не проехали бы и круга. Но при этом гоночная покрышка служит максимум 200 км против примерно 80 000 км среднего пробега у обычных машин. Быстроразрушающиеся шины – именно эта характеристика определяет стратегию гонок и восторг зрителей, и чтобы ее достичь, разработчикам приходится потрудиться.
Так называемую деградацию гоночной шины обеспечивает исключительно мягкий состав резиновой смеси, которая снижает сопротивление качению, но при этом стремительно стирается. Быстрое разрушение покрышек приводит к тому, что гонщики сами определяют температуру покрышки и допустимую на данный момент степень износа, по несколько раз заезжают на пит-стопы и возвращаются на трек, чтобы вновь атаковать и обгонять. Последние несколько лет, впрочем, тактика большинства команд тяготеет к одному пит-стопу.