Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках

Популярная механикаАвто

Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины

Сергей Белоусов

Милан – мировой центр… передовых технологий. Непривычное словосочетание, не правда ли? Просто речь пойдет не о моде, а об автомобильных шинах. Формула-1, суперкары Ferrari и Lamborghini, полиуретановая шумопоглощающая губка и встроенные микрочипы – это лишь часть продвинутых инженерных разработок, которыми занимается компания Pirelli в самом модном городе в мире.

Не резиной единой

Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках, это высокотехнологичный многокомпонентный продукт, по сложности устройства не уступающий самому автомобилю. Для их изготовления применяются более 200 различных материалов, в том числе диоксид кремния, нейлон, титан, кобальт, полиэстер, вискоза, натуральные масла, стальные и полимерные нити. По отношению к шине специалисты не зря используют глагол «работает», потому что это целый комплекс технологий, каждая из которых выполняет свою задачу.

Поверхность покрышки – единственная точка, в которой автомобиль контактирует с дорожным покрытием (в четырех местах, разумеется), и во многом именно от нее зависит поведение машины на дороге: разгон, торможение, управляемость, противостояние аквапланированию. Она изрезана сложным рисунком из канавок и ламелей, формирующих различные рабочие блоки протектора.

Шины определяют стратегию и зрелищность

Формула-1 – это не только про автоспорот, но и про шоу. Зрелищность Королевских гонок во многом зависит от разработок поставщика шин для Ф-1, а с 2008 года монополист в этом сегменте – Pirelli. Само собой, на болиды устанавливают особые шины: гражданские не проехали бы и круга. Но при этом гоночная покрышка служит максимум 200 км против примерно 80 000 км среднего пробега у обычных машин. Быстроразрушающиеся шины – именно эта характеристика определяет стратегию гонок и восторг зрителей, и чтобы ее достичь, разработчикам приходится потрудиться.

28180c877c43fb71d97b83c60e0b9c93.jpg

Так называемую деградацию гоночной шины обеспечивает исключительно мягкий состав резиновой смеси, которая снижает сопротивление качению, но при этом стремительно стирается. Быстрое разрушение покрышек приводит к тому, что гонщики сами определяют температуру покрышки и допустимую на данный момент степень износа, по несколько раз заезжают на пит-стопы и возвращаются на трек, чтобы вновь атаковать и обгонять. Последние несколько лет, впрочем, тактика большинства команд тяготеет к одному пит-стопу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении