Как 29-летний уроженец Владивостока помогает корпорациям нанимать тысячи сотрудников
Сооснователь стартапа Stafory Владимир Свешников долго искал оптимальную модель для бизнеса в сфере HR и в итоге создал робота-рекрутера Веру. Проект уже собрал 300 млн рублей инвестиций и десятки клиентов масштаба PepsiCo и Альфа-банка, а теперь планирует покорить Кремниевую долину
«Мою маму зовут Вера. В день, на который был назначен запуск проекта, я долго разговаривал с ней по телефону. Поэтому и предложил назвать робота ее именем. Так оно и осталось», — рассказывает в интервью Forbes Владимир Свешников, сооснователь и гендиректор компании Stafory – разработчика робота для подбора персонала «Вера». В апреле 2019 года 29-летний предприниматель вошел в число 100 номинантов в рейтинг 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes. За что его продукт ценят корпоративные клиенты масштаба PepsiCo и МТС и как технологии искусственного интеллекта помогают эффективно нанимать сотрудников?
Uber для кадровых агентств
В 9-м классе уроженец Владивостока Владимир Свешников поступил в известный городской лицей-интернат «Буревестник». «Там все было довольно строго. Мы ходили в форме, пели гимн по утрам», — вспоминает он. Учебное заведение считается престижным на Дальнем Востоке, и его выпускники активно поступают в местные вузы. Однако Свешников решил иначе: он перебрался в Санкт-Петербург, а своей альма-матер выбрал экономический университет СПбГУЭФ (ФИНЭК).
В конце третьего курса вместе с одногруппником Антоном Амосовым он устроился в компанию «Смит Бридж», которая оформляла документы для экспатов. Вскоре приятели поняли, что могут заниматься этим бизнесом сами. В 2009 году они основали консалтинговое агентство «Ферст стрит» для оказания юридических услуг неквалифицированному персоналу из стран СНГ. Но быстро поняли, что на рынке очень высока конкуренция — в сегменте работали тысячи компаний. Тогда молодые партнеры решили попробовать себя в других предпринимательских нишах — пробовали запускать онлайн-магазин смартфонов, торговали через интернет пирожными, но ни одна инициатива не «выстреливала».
«В лучшем случае мы возвращали инвестиции, а то и уходили в минус, — рассказывает Свешников. — Зато именно тогда я понял, что отрасль IT растет быстрее, чем все остальные». Он всерьез увлекся технологиями создания сайтов и мобильных приложений: «Это был, наверное, 2013 год, когда я впервые сел и написал небольшой код».
Примерно тогда же у Свешникова появилась идея автоматизировать подбор персонала, которым они занимались в «Ферст стрит», и создать маркетплейс, где компания бы выступала с одной стороны рекрутером, а с другой — работодателем. «Как Uber, только для кадровых агентств», — объясняет предприниматель бизнес-модель своего первого стартапа. Подобные сервисы уже существовали в США (BountyJobs) и Европе (Talentory), и стать первым проектом на российском рынке выглядело перспективной затеей.
Своей концепцией Свешникову удалось заинтересовать Александра Ураксина, в прошлом работавшего в кадровом агентстве «Акмэ». Он и стал партнером предпринимателя по новому бизнесу. Свешников и Ураксин основали компанию Stafory: на собственные накопления наняли программиста и занялись разработкой платформы.
«Когда мы запустили маркетплейс для кадровых агентств в 2014 году, у нас не было никакого понимания, как его продавать и кто станет его основным клиентом. Мы наступили на кучу граблей. Например, запустили рекламу — потратили 60 000 рублей за один день и не получили ни одной регистрации. Тогда для нас это были ощутимые деньги», — говорит Свешников.
Чтобы «настроить фокус» бизнесу, партнеры принялись обзванивать кадровых агентов с вопросом о том, что бы им хотелось получить от сервиса. На основе ответов Свершников и Ураксин планировали скорректировать стратегию развития, а пока, в мае 2015 года, подали две заявки в Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), крупнейший венчурный институт страны. Оба раза из ФРИИ пришли отказы. Это был момент, когда предприниматели были близки к отчаянию: они потратили год жизни и 2 млн рублей, но так и не получили ни денег ни клиентов. «Было очень сложно продолжать всем этим заниматься, но я подумал, что пути назад все равно нет. К тому же мне нравилось само программирование», — вспоминает о сложном этапе Свешников.
Чемпионы по бегу
Несмотря на два отказа, ФРИИ обратил внимание на настырную команду из Петербурга. Эксперты фонда дали Свешникову и Ураксину несколько ценных советов о том, как наладить продажи. И консультации помогли: вскоре несколько кадровых агентств заплатили маркетплейсу Stafory за закрытые благодаря платформе вакансии.