Почему техническая революция Илона Маска не обошлась без жертв

GQБизнес

Маск и шоу

Пока Илон Маск работал над новой моделью Tesla, расставался с Эмбер Херд и курил травку в прямом эфире, из его компании уходили сотни сотрудников. Корреспондент GQ встретился с некоторыми из них и узнал, почему техническая революция не обошлась без жертв

Март 2016 года. Илон Маск объявляет о запуске новой линейки доступных седанов Model 3 по цене $35 тысяч. В перспективе Tesla осуществит перезагрузку всего автопрома, человечество слезет с топливной иглы, глобальное потепление замедлится, и все сразу поймут, что Илон Маск — гений.

Март 2017 года. При сборке Model 3 возникли неполадки с батареями и деталями. Вместо обещанных пяти тысяч машин в неделю с конвейера ежедневно сходят три штуки. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, вкалывают все: Гигафабрика (завод по производству литийионных аккумуляторов), офис в Пало-Альто и завод по сборке в Калифорнии.

Октябрь 2017 года. В выходные на Гигафабрику заявляется Маск. Он пытается разобраться, почему глохнут станки и не работает софт. Tesla потратила на этот проект больше миллиарда, но все летит к чертям. Маск зол как собака. Он расхаживает вокруг автоматизированного модуля, пытаясь найти ошибку. Мимо проходит инженер. «Я не могу завести станок! Это твой косяк?» — сквозь зубы спрашивает бизнесмен. Инженер оторопел — он никогда не видел живого Маска. «В смысле, кто устанавливал программу или кто проектировал станок?» — осторожно переспрашивает инженер. «Ты идиот! — распаляется Маск. — Вон отсюда!» Разговор занимает всего пару секунд. Через две минуты инженер узнает, что он уволен.

Пройдет еще восемь месяцев, прежде чем Tesla объявит, что сдержала слово и c конвейеров будет сходить по пять тысяч электромобилей Model 3. Еще через три месяца компания заработает $312 миллионов, вопреки пессимистическим ожиданиям Уолл-стрит. Но путь к триумфу окажется скандальным. Весь год Маск будет равно очаровывать и ужасать как своих фанатов, так и недругов. Он обзовет педофилом тайского спасателя, опубликует твит об уходе Tesla с биржи. Комиссия по ценным бумагам обвинит его в мошенничестве. На Tesla будет наложен штраф $20 миллионов, и Маска сместят с поста председателя правления. Но даже это не отрезвит его.

Компанию Tesla основал не Илон Маск, но при нем она стала знаменитой. В 2004 году он вложил в проект $6,3 миллиона и стал председателем правления. Скоро Маска повысили до главного исполнительного директора, и его философия окончательно стала философией Tesla. «Почему я финансирую Tesla Motors? Именно так я мечтаю осуществить переход от углеводородной экономики к экономике солнца, — писал бизнесмен в 2006 году. — Мы не остановимся, пока весь мир не пересядет на электромобили». Он родился в Южной Африке в 1971 году и после школы переехал в Америку с $2 тысячами в кармане. Никаких особых планов у него не было. Немного поработав то тут, то там, он окончил колледж, а затем Пенсильванский университет по специальности «экономика и физика». Потом вместе с братом они создали компанию по производству программного обеспечения. Маск работал на износ, спал на полу, мылся в здании юношеской христианской ассоциации. Позднее он заработал на продаже своего первого бизнеса $22 миллиона. На эти деньги Маск основал стартап, переросший в платежную систему PayPal и проданный за $1,5 миллиарда. К 31 году он превратился в фантастически богатого человека. «Я могу купить себе остров на Багамах и жить как падишах, — рассказывал он журналистам, пока к его дому подгоняли новенький McLaren F1. — Но мне гораздо интереснее придумывать что-то новое». Кстати, ту машину он разбил.

Вскоре его планы приобрели реальные очертания. Сначала появилась космическая компания SpaceX. Затем SolarCity, работающая над альтернативными источниками энергии. Он выкупил The Boring Company, чтобы создать высокоскоростные подземные тоннели. Но только с приходом в Tesla Илон объявил себя человеком, намеревающимся изменить мир.

У каждого руководителя в Tesla есть байка про то, как Маск научил его делать невозможное возможным. Классический пример — история о дверных ручках. В середине 2000‑х компания занялась разработкой люксовой модели Tesla. Маску хотелось, чтобы ручки нового авто были утоплены в корпус дверей. Владелец подходит к машине, щелкает пультом, и, словно по мановению волшебной палочки, ручка выплывает наружу. «Мы посчитали это дуростью, — вспоминает инженер Tesla. Почти все, с кем я говорил, попросили не называть своих реальных имен. — Нам предлагалось придумать инженерное решение для проблемы, которая прежде проблемой не являлась». Все старались донести до Маска, что задача не стоит потраченного времени, но он не сдавался. В итоге машину выпустили, а ручки продолжали заедать. В 2015 году журнал Consumer Reports отложил обзор нового автомобиля до лучших времен: эксперты так и не смогли открыть машину.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело наживное Дело наживное

Почему в современном мире услуги личных тренеров могут стоить вам жизни

GQ
Майкл Джей Фокс: «Я договорился с болезнью» Майкл Джей Фокс: «Я договорился с болезнью»

Майкл Фокс об отношениях с болезнью Паркинсона, ошибках и вере в лучшее

Psychologies
15 мыслей Александра Роднянского 15 мыслей Александра Роднянского

Александр Роднянский рассказал GQ о новой репутации фестиваля «Кинотавр»

GQ
Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников

Компании «омолаживают» образовательные программы в борьбе с дефицитом кадров

Forbes
Игры кончились Игры кончились

Кит Харингтон рассказал GQ, за что ненавидит сериал, сделавший его знаменитым

GQ
Иду по приборам: первый серийный вертолет Ми-26Т2В Иду по приборам: первый серийный вертолет Ми-26Т2В

Холдинг «Вертолеты России» представил новейший военно-транспортный вертолет

Популярная механика
Человеческая комедия Человеческая комедия

GQ встретился с Сергеем Буруновым, который умеет смешить без видимых усилий

GQ
Мы живем в эру «Мстителей»: история самого кассового фильма в мире Мы живем в эру «Мстителей»: история самого кассового фильма в мире

«Мстители: Финал» сразу побил все рекорды кассовых сборов

Forbes
20 правил холостой жизни взрослого мужчины 20 правил холостой жизни взрослого мужчины

Вам уже не 20, а вы до сих пор (или уже) не женаты?

GQ
Ниоткуда с любовью Ниоткуда с любовью

Автор недавнего документального фильма о Бродском, пытается найти его среди нас

Esquire
Смешные деньги Смешные деньги

Как устроена империя Александра Маслякова

GQ
Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9 Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9

Всплыть не получится: над головой 50-сантиметровый слой льда

Популярная механика
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
6 вещей, о которых опасно молчать у врача (твое здоровье под вопросом) 6 вещей, о которых опасно молчать у врача (твое здоровье под вопросом)

Задача врача — не осуждать тебя, а помочь

Playboy
Идея! Попасть в закрытый клуб Идея! Попасть в закрытый клуб

В некоторые клубы путь закрыт почти всем. И попасть туда хочется особенно

Maxim
13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь 13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь

Каких своих любимых фильмов мужчины стыдятся больше всего?

Playboy
«Чёрная легенда» — месть протестантов «Чёрная легенда» — месть протестантов

В антикатолической пропаганде все испанцы представали обезумевшими изуверами

Дилетант
Особый взгляд Особый взгляд

В этом году на Биеннале в Венеции как никогда мощное представительство женщин

Vogue
Кумир скромных миллионеров Кумир скромных миллионеров

Полноразмерный кроссовер Audi Q7 комфортен, технологичен и капризен

4x4 Club
Как выбрать электрический гриль для дома: параметры, советы, лучшие модели Как выбрать электрический гриль для дома: параметры, советы, лучшие модели

Вам трудно отказаться от еды, приготовленной на гриле?

CHIP
Высокое напряжение Высокое напряжение

Jaguar I-Pace, который даже в России уже научился ездить из Петербурга в Москву

Quattroruote
Сага о викингах: как Тор Хаген сделал миллиардное состояние на «круизах для думающих людей» Сага о викингах: как Тор Хаген сделал миллиардное состояние на «круизах для думающих людей»

Норвежец Тор Хаген организует океанские круизы не так, как это делают другие

Forbes
Я здесь босс! Как быть, если ваш начальник не прав Я здесь босс! Как быть, если ваш начальник не прав

Как быть, если вы — подчиненный, и считаете решение руководителя неверным?

Forbes
Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить» Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить»

Певец Лев Лещенко раскрыл тайну, почему ни разу не изменил за 50 лет

StarHit
Почему стало модным подсаживаться на таблетки? Почему стало модным подсаживаться на таблетки?

Почему мы спешим воспользоваться лекарствами?

Psychologies
Как сделать на даче травяной диван Как сделать на даче травяной диван

По этому газону нельзя ходить, зато на нем можно сидеть

Maxim
Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk

Jeep Cherokee 2019 наконец-то обрёл нормальную внешность и получил крепкий кузов

Популярная механика
Техника на грани фантастики: «Сухой» КР-860 Техника на грани фантастики: «Сухой» КР-860

В конце 1990-х годов в России мог появиться самый большой пассажирский самолет

Популярная механика
Александр Гагарин: «Екатеринбург — город с обостренным чувством справедливости» Александр Гагарин: «Екатеринбург — город с обостренным чувством справедливости»

Солист «Сансары» о новом альбоме, «Аритмии» и непрямом пути

Русский репортер
Тайные миллиардеры: 9 человек, о чьем богатстве мы узнали из уголовных дел Тайные миллиардеры: 9 человек, о чьем богатстве мы узнали из уголовных дел

Слуги народа, у которых следователи обнаружили суммы более 1 млрд рублей

Forbes
Открыть в приложении