Почему техническая революция Илона Маска не обошлась без жертв

GQБизнес

Маск и шоу

Пока Илон Маск работал над новой моделью Tesla, расставался с Эмбер Херд и курил травку в прямом эфире, из его компании уходили сотни сотрудников. Корреспондент GQ встретился с некоторыми из них и узнал, почему техническая революция не обошлась без жертв

Март 2016 года. Илон Маск объявляет о запуске новой линейки доступных седанов Model 3 по цене $35 тысяч. В перспективе Tesla осуществит перезагрузку всего автопрома, человечество слезет с топливной иглы, глобальное потепление замедлится, и все сразу поймут, что Илон Маск — гений.

Март 2017 года. При сборке Model 3 возникли неполадки с батареями и деталями. Вместо обещанных пяти тысяч машин в неделю с конвейера ежедневно сходят три штуки. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, вкалывают все: Гигафабрика (завод по производству литийионных аккумуляторов), офис в Пало-Альто и завод по сборке в Калифорнии.

Октябрь 2017 года. В выходные на Гигафабрику заявляется Маск. Он пытается разобраться, почему глохнут станки и не работает софт. Tesla потратила на этот проект больше миллиарда, но все летит к чертям. Маск зол как собака. Он расхаживает вокруг автоматизированного модуля, пытаясь найти ошибку. Мимо проходит инженер. «Я не могу завести станок! Это твой косяк?» — сквозь зубы спрашивает бизнесмен. Инженер оторопел — он никогда не видел живого Маска. «В смысле, кто устанавливал программу или кто проектировал станок?» — осторожно переспрашивает инженер. «Ты идиот! — распаляется Маск. — Вон отсюда!» Разговор занимает всего пару секунд. Через две минуты инженер узнает, что он уволен.

Пройдет еще восемь месяцев, прежде чем Tesla объявит, что сдержала слово и c конвейеров будет сходить по пять тысяч электромобилей Model 3. Еще через три месяца компания заработает $312 миллионов, вопреки пессимистическим ожиданиям Уолл-стрит. Но путь к триумфу окажется скандальным. Весь год Маск будет равно очаровывать и ужасать как своих фанатов, так и недругов. Он обзовет педофилом тайского спасателя, опубликует твит об уходе Tesla с биржи. Комиссия по ценным бумагам обвинит его в мошенничестве. На Tesla будет наложен штраф $20 миллионов, и Маска сместят с поста председателя правления. Но даже это не отрезвит его.

Компанию Tesla основал не Илон Маск, но при нем она стала знаменитой. В 2004 году он вложил в проект $6,3 миллиона и стал председателем правления. Скоро Маска повысили до главного исполнительного директора, и его философия окончательно стала философией Tesla. «Почему я финансирую Tesla Motors? Именно так я мечтаю осуществить переход от углеводородной экономики к экономике солнца, — писал бизнесмен в 2006 году. — Мы не остановимся, пока весь мир не пересядет на электромобили». Он родился в Южной Африке в 1971 году и после школы переехал в Америку с $2 тысячами в кармане. Никаких особых планов у него не было. Немного поработав то тут, то там, он окончил колледж, а затем Пенсильванский университет по специальности «экономика и физика». Потом вместе с братом они создали компанию по производству программного обеспечения. Маск работал на износ, спал на полу, мылся в здании юношеской христианской ассоциации. Позднее он заработал на продаже своего первого бизнеса $22 миллиона. На эти деньги Маск основал стартап, переросший в платежную систему PayPal и проданный за $1,5 миллиарда. К 31 году он превратился в фантастически богатого человека. «Я могу купить себе остров на Багамах и жить как падишах, — рассказывал он журналистам, пока к его дому подгоняли новенький McLaren F1. — Но мне гораздо интереснее придумывать что-то новое». Кстати, ту машину он разбил.

Вскоре его планы приобрели реальные очертания. Сначала появилась космическая компания SpaceX. Затем SolarCity, работающая над альтернативными источниками энергии. Он выкупил The Boring Company, чтобы создать высокоскоростные подземные тоннели. Но только с приходом в Tesla Илон объявил себя человеком, намеревающимся изменить мир.

У каждого руководителя в Tesla есть байка про то, как Маск научил его делать невозможное возможным. Классический пример — история о дверных ручках. В середине 2000‑х компания занялась разработкой люксовой модели Tesla. Маску хотелось, чтобы ручки нового авто были утоплены в корпус дверей. Владелец подходит к машине, щелкает пультом, и, словно по мановению волшебной палочки, ручка выплывает наружу. «Мы посчитали это дуростью, — вспоминает инженер Tesla. Почти все, с кем я говорил, попросили не называть своих реальных имен. — Нам предлагалось придумать инженерное решение для проблемы, которая прежде проблемой не являлась». Все старались донести до Маска, что задача не стоит потраченного времени, но он не сдавался. В итоге машину выпустили, а ручки продолжали заедать. В 2015 году журнал Consumer Reports отложил обзор нового автомобиля до лучших времен: эксперты так и не смогли открыть машину.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Только в путь Только в путь

Вам кажется, что люди делятся на вечных странников и крепких домоседов?

GQ
От фотохостинга к авиации: как сооснователь Pinterest развивает сервис воздушного такси От фотохостинга к авиации: как сооснователь Pinterest развивает сервис воздушного такси

Все мысли Пола Шарры заняты созданием воздушного электротакси

Forbes
Смешные деньги Смешные деньги

Как устроена империя Александра Маслякова

GQ
Как поддерживать отношения с лучшим другом, если вы находитесь на расстоянии Как поддерживать отношения с лучшим другом, если вы находитесь на расстоянии

Сделай все, чтобы не потерять связь с лучшим другом

Playboy
15 мыслей Александра Роднянского 15 мыслей Александра Роднянского

Александр Роднянский рассказал GQ о новой репутации фестиваля «Кинотавр»

GQ
Значение цветов в букете: о чем «говорят» каллы, пионы и еще 27 растений Значение цветов в букете: о чем «говорят» каллы, пионы и еще 27 растений

Что романтичнее — роза или пион?

Playboy
Игры кончились Игры кончились

Кит Харингтон рассказал GQ, за что ненавидит сериал, сделавший его знаменитым

GQ
Большое итальянское путешествие Большое итальянское путешествие

В Италии каждый сможет найти занятие по душе. Собираем чемодан?

Домашний Очаг
20 правил холостой жизни взрослого мужчины 20 правил холостой жизни взрослого мужчины

Вам уже не 20, а вы до сих пор (или уже) не женаты?

GQ
Сколько времени нужно отработать в одной компании, прежде чем уволиться? Сколько времени нужно отработать в одной компании, прежде чем уволиться?

Рассказываем о пяти факторах, которые нужно иметь в виду

Playboy
Человеческая комедия Человеческая комедия

GQ встретился с Сергеем Буруновым, который умеет смешить без видимых усилий

GQ
Куропаты: «штабель на штабель» Куропаты: «штабель на штабель»

«Война памяти» в Куропатах

Дилетант
Спорное кино Спорное кино

Индустрия фильмов для взрослых давно определяет развитие технологий

GQ
Не только Азия Не только Азия

Мотор-шоу в Шанхае и выставка в Нью-Йорке в этом году идут одновременно

АвтоМир
Царь Борис Царь Борис

Борис Джонсон — будто пародия на представителя британского высшего класса

GQ
Солнечный друг Солнечный друг

Насколько важен витамин D для нашего здоровья и красоты

Grazia
Редкая птица Редкая птица

Паулина Андреева — из тех актрис, кто не стремится к бешеной популярности

Glamour
Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить» Лев Лещенко: «Могу сам и обои поклеить»

Певец Лев Лещенко раскрыл тайну, почему ни разу не изменил за 50 лет

StarHit
10 несказочных историй про чудеса 10 несказочных историй про чудеса

Как подвиги сочетаются с парадоксами русской жизни

Русский репортер
Петр Кулешов: «Пить не перестал, но делаю это реже» Петр Кулешов: «Пить не перестал, но делаю это реже»

Ведущий о том, как борется со страшной болезнью и мошенниками

StarHit
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Как заработать миллионы на открытом коде: от Red Hat до Nginx Как заработать миллионы на открытом коде: от Red Hat до Nginx

Открытый код прошел путь от увлечения до обычного инструмента для зарабатывания

Forbes
«Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева «Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева

Как Наталья Филева боролась за интересы частного бизнеса

Forbes
«Единорог» в подержанных кроссовках: Мильнер может инвестировать в онлайн-биржу обуви «Единорог» в подержанных кроссовках: Мильнер может инвестировать в онлайн-биржу обуви

Онлайн-биржа подержанных кроссовок StockX готовится привлечь больше инвестиций

Forbes
Секс-драйв: усатое удовольствие от мини-вибратора Volita Секс-драйв: усатое удовольствие от мини-вибратора Volita

Знакомимся с мощным секс-девайсом от Fun Factory

Cosmopolitan
Страшные последствия загрязнения воздуха (и как их предотвратить) Страшные последствия загрязнения воздуха (и как их предотвратить)

Какое влияние загрязнение воздуха оказывает на наше здоровье

Playboy
Как израильский истребитель превратился в китайский J-10 Как израильский истребитель превратился в китайский J-10

Война 1967 года сказалась на развитии современной боевой китайской авиации

Популярная механика
Иллюзия правды: как нам навязывают убеждения Иллюзия правды: как нам навязывают убеждения

Мы часто не замечаем, как чужое мнение становится нашим

Psychologies
Samsung QLED 2019: телевизор, который тебя удивит Samsung QLED 2019: телевизор, который тебя удивит

Телевизор Samsung QLED 2019 идеален во всем

Cosmopolitan
Иракское досье и «карманный Путин». О чем мир узнал благодаря WikiLeaks Джулиана Ассанжа Иракское досье и «карманный Путин». О чем мир узнал благодаря WikiLeaks Джулиана Ассанжа

Что стало явным благодаря WikiLeaks Джулиана Ассанжа?

Forbes
Открыть в приложении