В 2023–2024 на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны

ТехИнсайдерHi-Tech

Двойные экспрессы

В 2023–2024 годах на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны. Причем не только дизельные, но и электрические. «Техинсайдер» поговорил с их разработчиками и эксплуатантами и выяснил, произошла ли революция в туристических водных перевозках.

Текст: Александр Грек, Савва Сафонов

Почему обновление речного флота решили начать именно с катамаранов? Почему не продолжили традицию строительства судов на подводных крыльях? Потому что катамараны имеют меньшую осадку, они устойчивее – и комфортнее для пассажиров. А еще многокорпусное судно позволяет запроектировать большую площадь палубы, да и сами корпуса можно сделать длиннее – это важно для скоростных судов, а они среди новых катамаранов тоже есть. В навигацию 2024 года по рекам страны ходили катамараны уже трех новых моделей, причем все они имеют длину около 32 м и рассчитаны на перевозку 130 человек. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Заказчиками выступали две компании: «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», работающая в нескольких регионах, и петербургская «Нева Тревел».

Флот компании «ВодоходЪ» включает электрические катамараны проектов Looker 1100H ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» и Ecocruiser петербургской верфи Emperium. У «Нева Тревел» – дизельные скоростные катамараны проекта «Котлин», спроектированные при активном участии заказчика компанией «Форсс Технологии». Скоро в Кронштадте должны появиться и прогулочно-экскурсионные «Соммерсы», но пока ни один из них еще не сдан в эксплуатацию.

Александр Грек, главный редактор журнала «ТехИнсайдер»:

Сотни лет реки были главными транспортными артериями нашей страны. Но по ряду причин за 30 лет существования новой России и грузовые, и пассажирские перевозки по рекам снизились почти в 10 раз. Например, речной транспорт в 1980 году перевез 103 млн пассажиров, а в 2014-м – только 12,7 млн.

А ведь речные суда не только дешевый, но и безопасный с точки зрения выбросов углекислого газа вид транспорта: удельные показатели здесь составляют лишь 5% от автомобильного и 20% от железнодорожного. Да и уровень аварийности ниже в 14 и 2 раза соответственно.

В 2016 году правительство приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, планируя выделить на эти цели около 2 трлн руб. В частности, документ предусматривал значительные инвестиции в строительство новых судов на российских верфях. Один из примеров реализации этих планов – создание пассажирских катамаранов при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании. Она финансирует строительство новых судов и в то же время является их собственником, а туристические фирмы берут катамараны в лизинг. Хотя в общем объеме пассажирских перевозок туристы составляют менее 5%, в денежном выражении это самая платежеспособная публика. Поэтому обновление речного транспорта и началось с судов, которые будут работать на экскурсионных маршрутах.

Красавчик Looker

Верфь «Паритет-Центр» известна своими футуристическими катерами Looker на подводных крыльях с прозрачным дном – их можно встретить по всему миру. Не изменяет себе предприятие и с новым катамараном Looker 1100H: единожды увидев это судно, вы его уже не забудете. Кстати, Looker в переводе с английского означает не только «наблюдатель», но и «красавчик».

Как рассказал один из основателей «Паритет-Центра» Алексей Лукьянов, с предложением разработать туристические катамараны власти обратились к пяти компаниям. Но в техзаданиях были различия по движительному комплексу. «Нам досталась чисто электрическая схема, – говорит Алексей. – Два двигателя по 600 кВт поставил концерн "Русэлпром". Литий-ионные батареи емкостью 1290 кВт/ч мы сами собирали из китайских ячеек. Около 85% оборудования на судне – российского производства».

Самая большая проблема электрической схемы – запас энергии. На борту Looker 1100H находится 12 т аккумуляторов, но его радиус действия – 200 км. Лукьянов уверен: с дизелем это расстояние было бы в 10 раз больше. Корпуса у Looker 1100H сделаны из морского алюминиево-магниевого сплава: компания уже 28 лет строит суда по такой технологии. Их проектируют так, чтобы гнуть листовой металл преимущественно в одной плоскости. Результат – очень ровный, как у авиалайнера, корпус.

Главное же отличие Looker 1100H – дизайн. Над ним работал Александр Лукьянов, брат Алексея и совладелец верфи. Именно внешний вид, считает Алексей, и будет продавать билеты на судно.

Основные характеристики судов проекта Looker 1100H: Длина, м: 32,3. Ширина, м: 9,9. Осадка, м: 1,4. Водоизмещение полное, т: 82. Мощность ГД, кВт: 2х600. Емкость АКБ, кВт·ч: 1290. Скорость крейсерская/максимальная, узлов (км/ч): 9 (16,7) / 22 (41). Автономность плавания, миль (км): 108 (200). Экипаж, человек: 3. Пассажировместимость, человек: 130.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане? Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане?

Почему на Титане можно представить только неземлеподобную жизнь?

Наука и техника
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность! Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность!

Достоинства и недостатки двух основных систем тягового электроснабжения

Наука и техника
Самые умные и самые богатые Самые умные и самые богатые

Кто такие кванты и почему за ними охотятся еще в университетах

ТехИнсайдер
3 роли, которые вынужденно играют дети в семье родителей-нарциссов 3 роли, которые вынужденно играют дети в семье родителей-нарциссов

«Золотой ребенок», «козел отпущения» — роли детей в семье нарциссов

Psychologies
Вторая сверхзвуковая Вторая сверхзвуковая

Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдер
Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе? Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе?

Разбираемся в тонкостях и нюансах операций с криптовалютой в компании эксперта

Правила жизни
Монархист во главе республики Монархист во главе республики

Гинденбург и представить себе не мог, что превратится в общенациональный символ

Дилетант
12 признаков того, что вы стали матерью-одиночкой в браке 12 признаков того, что вы стали матерью-одиночкой в браке

Существуют ли плюсы у одинокого материнства?

Psychologies
17 главных мифов про здоровое питание 17 главных мифов про здоровое питание

Мы попали в лабиринт из модных тенденций и маркетинговых кампаний

Men’s Health
Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода? Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода?

Как наши паттерны снова и снова заставляют менять маршрут в отношениях

Psychologies
Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдер
Бан и вылет. За какие проступки сурово наказывали футбольные клубы Бан и вылет. За какие проступки сурово наказывали футбольные клубы

Примеры, когда футбольный клуб вопреки игре вылетал или получал дисквалификацию

СНОБ
Может ли взорваться аккумулятор в телефоне Может ли взорваться аккумулятор в телефоне

Новая фобия: аккумулятор вашего мобильного гаджета может взорваться

CHIP
Инь-ян Инь-ян

Что означает древний символ инь-ян и как применять его силу на практике

Лиза
А зима не за горами… А зима не за горами…

Для консервации яхты на зиму необходимо выполнить несколько важных действий

Y Magazine
«Золушка — это я» «Золушка — это я»

Екатерина Вилкова о теме сказок, сказочных ролях и чудесах в жизни

OK!
Спагетти-монстр Спагетти-монстр

SWM G01F: китайский кроссовер для Cпиди-гонщика

Автопилот
Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма

Вспоминаем, какой была ювелирная индустрия в конце «нулевых»

Forbes
Агрономы с пропеллером Агрономы с пропеллером

На полях и над полями уже вовсю работают дроны. Агродроны

ТехИнсайдер
Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию

Как Алек Джеффрис нашел уникальную деталь, которой различаются ДНК людей

ТехИнсайдер
5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек) 5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек)

Какая техника ежемесячно покушается на ваши сбережения

ТехИнсайдер
«Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени «Вы не завершили заказ»: шопоголизм нового времени

В чем опасность зависимости от маркетплейсов?

Grazia
Человек, изменивший все: как Дон Гарбер превратил МЛС в турнир с доходом в $2 млрд Человек, изменивший все: как Дон Гарбер превратил МЛС в турнир с доходом в $2 млрд

Дон Гарбер и его уникальный дар видеть возможности там, где другие отчаились

Forbes
Что значит на подростковом языке слово «эщкере»? Что значит на подростковом языке слово «эщкере»?

Почему подростки используют сленговые слова?

Psychologies
Люся Чеботина: «Сегодня себя я ощущаю на все сто!» Люся Чеботина: «Сегодня себя я ощущаю на все сто!»

Как меняется жизнь, когда начинаешь принимать себя? Отвечает Люся Чеботина

Добрые советы
Женщинам о мужчинах: чего нельзя делать и говорить Женщинам о мужчинах: чего нельзя делать и говорить

О каких особенностях мужского поведения и психики помнить

Psychologies
Премудрость букв Премудрость букв

Чтобы прочесть текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык

Вокруг света
Две классические ошибки садоводов Две классические ошибки садоводов

Что мы сплошь и рядом видим в саду? А видим мы… джунгли

Наука и жизнь
Открыть в приложении