Метавселенные
Главная технология и тренд этого года – виртуальные вселенные, или метавселенные. И возник он неслучайно, мы к нему долго шли, причем разными путями. Знаменитый проект трехмерного виртуального мира Second Life, запущенный еще в 2003 году и насчитывающий более 1 млн активных пользователей, был первой примитивной метавселенной.
В 2017 году Epic Games запустила кооперативный симулятор выживания с открытым миром Fortnite. Вроде игр, в которые играют уже лет двадцать. Но в ней появились механики, которые позволяют социализировать и визуализировать пользователей, чтобы они себя идентифицировали не только умозрительно, но и на уровне эмоций. Мало того, в Fortnite научились продавать эмоции: можно купить за игровую валюту мем, танец или другую эмоциональную реакцию на какое-то действие – например, на победу над врагом. И это привлекло туда людей – по официальным данным на май 2020 года, у Fortnite 350 млн зарегистрированных пользователей. Это больше, чем население многих стран, в том числе России.
А в разгар пандемии Epic Games провел в Fortnite концерт рэпера Трэвиса Скотта, за которым следили 12 млн игроков. На самом деле количество зрителей было намного больше: концерт транслировался на Twitch и YouTube. Столько ни один музыкант не собирает за все мировое турне. В итоге виртуальные вселенные стали рассматривать как перспективные концертные площадки, вот-вот запустится первая из них – Sensorium Galaxy.
С необычной стороны к метавселенным нас подтолкнул и Голливуд. С приходом в эту отрасль астрономических бюджетов порядка 100 млн долл. увеличился и риск: провал дорогостоящего блокбастера запросто может похоронить киностудию. Поэтому киностудии решили перестраховаться и вместо новых историй запускать бесконечные безотказные франшизы – «Звездные войны», «Трансформеры», «Люди Икс», «Властелин колец», вселенные Marvel, DC и Disney. Мы привыкли к этим вселенным и отождествляем себя с некоторыми из них. Они уже поселились в нашем мозгу.
Цифровые люди
В прошлом году все ушли в онлайн, сидели в зуме. И тут выяснилось, что наши лица там не слишком-то хорошо выглядят. Хочется их немного улучшить, бьютифицировать. Моментально возникли технологии, которые работают с видеопотоком, вычленяют из него лицо, разбирают на части и позволяют делать с ними что угодно. В частности, превратить в модель, на которую «посадить» другое лицо, дипфейк или аватар. И он будет за тебя в зуме выступать. Появилась удивительная технология NVIDIA Broadcast, которая передает не изображение, а набор фонем, мимику. А на обратной стороне генеративно-состязательными сетями (ГАН) генерит лицо, дипфейк.
Это стало возможным благодаря прорыву в области захвата лица, который уже сейчас можно делать без дополнительного оборудования, при помощи одного современного смартфона. Продаются даже специальные шлемы с крепежом для телефона напротив лица. Наверняка скоро и они исчезнут, а на смену придут какие-нибудь прозрачные силиконовые маски с датчиками.