Под программу реновации в Москве первой попала биеннале современного искусства

TatlerКультура

Preview / Проект

Главный экспонат

Под программу реновации в Москве первой попала биеннале современного искусства. Переселение и капитальный ремонт провела новый президент Юлия Музыкантская.

Текст: Евгения Милова

— Юля, ты не помнишь, у кого из наших есть Джакометти? Кроме Абрамовича.
— Спроси у Марины Лошак: выставка Джакометти была в ГМИИ в 2008 году, и она точно знает всех коллекционеров.

С этого диалога начинается наша встреча в «Хлебе и вине» на Патриарших. С Юлией Музыкантской, вот уже год как президентом Московской международной биеннале современного искусства, мы знакомы лет десять. Не так важно (для этого текста), зачем мне понадобилось интересоваться присутствием работ Альберто Джакометти в частных российских собраниях. Куда важнее, что в ответ на свой внезапный вопрос я за тридцать секунд получила полторы идеальные подсказки. Причем арт-закрома отечественных миллиардеров — далеко не единственная тема, по которой Юлия отвечает быстрее «Гугла».

Многочисленные таланты Музыкантской изменили Московскую биеннале до неузнаваемости. Во-первых, появился экспертный совет сплошь из правильных фамилий: Пиотровский, Трегулова, Свиблова, Церетели (младший), Боровский, Ерофеев. Во-вторых, биеннале будет проходить в Новой Третьяковке на Крымском Валу, и не месяц, а почти полгода, как в Венеции. В‑третьих, уже стартовала совместная с Третьяковской галереей образовательная программа — с сентября лекции будут показывать на телеканале «Культура». И конечно, сделано приложение для смартфона — навигатор по всем проектам биеннале в городе — в партнерстве с «Яндексом».

Президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Шерстяной жакет, Dolce & Gabbana; хлопковая футболка, Uniqlo.

О том, что бессменный комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн берет самоотвод по состоянию здоровья, стало известно в мае прошлого года. Уходя, Иосиф Маркович сообщил, что готов передать дело — и бренд (он принадлежал Фонду Бакштейна) — в хорошие руки. Сплетники арт-сообщества тут же перевели на татлеровский: лауреат Премии Федерации еврейских общин России имеет в виду в первую очередь финансовый аспект благонадежности своего преемника.

Сама Юлия объясняет процесс передачи бренда и власти несколько иначе:
— Иосифу Марковичу было важно, чтобы биеннале жила дальше. По нынешним временам это означает перезагрузку отношений с государством и спонсорами. Когда Бакштейн это начинал, министром культуры был Михаил Швыдкой. Михаилу Ефимовичу не надо объяснять, что такое современное искусство и какие плюсы приносит биеннале городу и стране. Он нам до сих пор помогает. Сейчас же самое главное — заставить даже благожелательно настроенного чиновника обратить на тебя внимание, убедить рискнуть и помочь проекту современного искусства.

Юлия Музыкантская — девушка из очень хорошей московской семьи. Отчима Александра Ильича Музыкантского, некогда префекта ЦАО и московского омбудсмена, а теперь почтенного профессора МГУ, чистосердечно называет папой.
— Мы знакомы всю мою сознательную жизнь, лет двадцать, и, конечно, именно он оказал на меня огромное влияние, — рассказывает Юлия. — Папа либерал и в семье, он всегда давал мне возможность делать свой выбор и поддерживал. С биеннале как раз очень показательная история: я попросила папу о помощи. Проходит месяц или даже два, и он меня спрашивает: «А что такое эта биеннале вообще? Ты что там будешь делать?» Я ему удивленно все поясняю и говорю: «Как же так, ты же мне помог уже, а теперь такие вещи спрашиваешь?» И папа: «Ну ты попросила, я помог. Тебе же было нужно».

Юлия Музыкантская с командой 7‑й Московской биеннале: главным архитектором Петром Толпиным, дизайнером Игорем Гуровичем, ассистентом куратора Сейхой Куросавой и куратором Юко Хасегавой.
На Петре: шерстяной костюм, кожаные кеды, все Dior; хлопковая футболка, Raf Simons.
На Игоре: хлопковая футболка, Junya Watanabe; шерстяные брюки, Louis Vuitton; кожаные кеды, Dries Van Noten.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора — Tatler Real Estate Слово редактора — Tatler Real Estate

В Москве вовсю происходит светская джентрификация

Tatler
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Мимоза Мимоза

Героиня рассказа Лены Бурковой учится находить радость в простых вещах

Grazia
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Открыть в приложении