Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – силаКультура

Культура всегда со страной

Беседовали Надежда Алексеева и Игорь Харичев

О той роли, которую играют сейчас музеи, об их современной жизни, о том новом в музейном деле, что уже стало или только становится общепризнанным, мы беседуем с Михаилом Борисовичем Пиотровским – генеральным директором Государственного Эрмитажа, профессором Санкт-Петербургского государственного университета, председателем Союза музеев России, академиком Российской академии наук и Российской академии художеств.

«Знание – сила»: Михаил Борисович, мы хотели бы поговорить о музеях, о музейном деле несколько шире, чем только о вашем прекрасном музее. Как видится вам роль музеев в современном мире? Ведь они давно уже перестали быть только коллекциями тех или иных экспонатов – в вашем случае это картины, предметы старины. Есть музеи техники, литературные, краеведческие. Много разных музеев. Только ли это коллекция – пришел, посмотрел, что-то почерпнул – или уже нечто более широкое?

М. Б. Пиотровский: К сожалению, всё давно стало столь широким, что вместо музеев мы имеем подчас цирки, мы имеем потребность у людей найти в музее развлечение, а не то, что в самом деле музей может дать. Вы представляете журнал «Знание – сила»: знание – это сила, но знание – это еще и удовольствие. И суть музея в том, что он создает знание и дарит его, дарит удовольствие. Наука – это основа. Сейчас я записывал большую телепередачу в реставрационной мастерской. Реставрация – это деятельность музея, исследования – деятельность. И это всё музей дарит человеку. То, на что в музей приходят смотреть… Музей собирает коллекции, и он их исследует и сохраняет; музей сохраняет память человеческую. Я говорю: «ДНК человеческую». Для чего мы существуем? Если только для того, чтобы пахать землю, растить хлеб, детей и так далее, а потом исчезнуть – ну и что? Мы существуем для того, чтобы что-то создавать. В основном, главное желание, в том числе, покорить природу. Всем понятно, что это не самое благородное дело. Второе – создание чего-то, что могут создать только люди, то, что есть культура. И она сохраняется в музеях. Музей сохраняет то, что человечество создало, будь это один человек, будь это нация и будь это человечество вообще. Поэтому это та великая память, которая создается и которую мы собираем, передаем следующим поколениям и делимся с людьми, которые живут рядом с нами. Вот что такое музей. Это очень высокая вещь.

Когда мы говорим о высоких вещах, сейчас это вообще многих раздражает. Это всегда многих раздражает, но сейчас особенно, поэтому мы вынуждены время от времени что-то повторять. Недавно мы опубликовали очередной манифест Союза музеев России, опять там есть конкретные вещи. Но он и про высокое, про то, что музей – очень важная вещь, про то, что музей важнее всех тех личных амбиций, которые мы с музеями связываем. Поскольку музей моден, успешен, то сейчас его любят использовать для всяких целей, порой совсем сторонних. Музей – это одна из важнейших институций, созданных человеком, причем музей, в общем-то, создан европейской цивилизацией: музей родился из сокровищниц, из храмовых собраний. В общем, музей, как храм муз, условно говоря, который собирает человеческую память, будь то искусство, техника, всё что угодно – это изобретение европейское, которое прижилось в мире и считается теперь всем миром принятым. В отличие от того, что сейчас от многих общих европейских изобретений неевропейские страны отказываются, то от музеев пока не отказываются, хотя такая тенденция есть и в Европе. Поэтому мы настаиваем, что вся наша ежедневная практическая деятельность является частью или основанием для очень важной вещи – сохранения человеческой памяти, памяти нации, рода. Это очень высоко, пафосно, но для этого и нужно жить, потому что иначе мы начинаем считать, что музей – это такое место, куда можно прийти для досуга, устроить там больше всяких развлечений. Вот этому всё и должно быть подчинено. Поэтому музей сохраняет, собирает, реставрирует, интерпретирует и затем этой интерпретацией делится с людьми, причем именно делится. Он не обязан делиться, мы привыкли считать музей некоей услугой: всё доступно, всё должно принадлежать всем. Музей принадлежит человечеству, но каждому отдельному человеку он не принадлежит. Почему вход в музей по билетам и есть какие-то правила для посетителей? Человек допускается, мы делимся интеллектуальными ценностями, которые внутри музея есть. Вот такая схема, которая не очень хорошо воспринимается с точки зрения простого демократизма, но это такая элитарная схема музея, в рамках которой он становится доступным для людей. Он должен быть доступен для всех, но особенно доступен для тех, кто понимает, что это такое. Доступность в смысле понимания. Вот такая общефилософская схема сегодняшнего современного музея.

М. Б. Пиотровский. Фото С. Е. Рагиной

«ЗС»: В упомянутом вами манифесте, появившемся 14 марта текущего года, есть ряд положений, которые вызывают вопросы. Одно из таких положений: «Музеи создают горизонтальные связи, объединяя Россию в единое культурное пространство». Что конкретно можно и нужно делать для создания этих горизонтальных связей?

М. П.: Ничего не нужно делать, надо их спасать. Мы их создали. На самом деле, что объединяет Россию? Не экономика – она сегодня есть, завтра ее нет. Не армия. Объединяют Россию церковь и музеи, стоящие по всей России, потому что они сохраняют память. Они имеют общую память и свою локальную память, которая является общероссийской, так, как ее сейчас толкуют и рассказывают все наши музеи. Поэтому это – важнейшая вещь, это общая философия. Конкретность – за последние несколько лет, это, в частности, мы считаем заслугой Союза музеев России, наших стараний, очень усилились связи между музеями. Не такие: «вот тут Москва или Петербург, а там все остальные, и дайте нам это, дайте нам то», а связи между музеями. Сейчас мы по всей России проводим постоянные встречи, выставки. Сейчас куда вы ни приедете, почти всегда встретите там директоров разных музеев из разных концов РФ, которые приезжают, ведут переговоры. Музеи делают выставки друг у друга – Хабаровск, Калининград, Красноярск и так далее, и всё это начало сейчас работать. Еще совсем недавно казалось, что это невозможно. Плюс увеличились связи, у нас спутники Эрмитажа повсюду, и не Эрмитажа. И вот эта связь, – не центр – периферия, а связи между собой. Это очень важная вещь, но это вещь, которая пока живет на энтузиазме, потому что всё это очень дорого. Для того, чтобы ездить, деньги находятся, а для того, чтобы возить выставки, нужны не просто большие деньги, нужны деньги на транспортировку и на страховку.

Золотые часы «Павлин»

«ЗС»: Безопасность?

М. П.: Безопасность само собой, но главное – страховка. Потому что страхование – это деньги, выброшенные в воздух. Во всем мире есть практика, что для художественных выставок существуют государственные гарантии. Государство гарантирует: если будет страховой случай, оно выплатит требуемую сумму, но если нет – никаких предварительных безумных взносов платить не надо. Эта система есть всюду, но у нас ее нет. Страховые компании стоят насмерть и не хотят этого делать. Мы в течение многих лет пытаемся данную схему осуществить, но не получается пока. Я думаю, что все-таки добьемся, потому что без этого не сможем бесконечно возить выставки. Во Владивосток 1–2 раза можно обеспечить транспортировку, со всей этой, как вы правильно говорите, безопасностью, а постоянно – нет. Должен быть какой-то специальный льготный режим, обеспечивающий это. Вот что должно быть частью государственной программы, а не просто указание, какие должны быть выставки.

Это для развития региональных связей самое главное: должно быть материальное обеспечение. Потому что схемы есть, есть работающие музеи, есть Союз музеев России, есть разные музейные ассоциации, которые очень хорошо друг с другом работают, у Эрмитажа есть спутники, которые являются выставочными залами Эрмитажа и частью общей эрмитажной музейной политики. Есть дни Эрмитажа, 15 дней Эрмитажа примерно, которые мы проводим каждый год, когда представляем музей как особое явление русской культуры. Сейчас острый вопрос – реставрация, о которой мы говорим тоже в манифесте. У нас есть опыт Эрмитажа и школа реставрации, регулярно действует Эрмитажная школа реставрации на Урале, в Керчи, сейчас почти регулярно идет во Владивостоке, куда наши реставраторы выезжают. Вот эти все горизонтальные перемещения должны обеспечиваться главным образом финансово, потому что это стоит дорого. И люди, и вещи должны перемещаться, и это необходимо обеспечить. В манифесте есть часть пафосно-философская, а эта часть – практическая. Она как раз из тех предложений, которые я Союзу музеев России представил. Я на Совете по культуре при беседе с Президентом тоже предложил набор из пяти пунктов, которые должны осуществиться, среди них – страховка. Причем мы предлагаем создать не просто финансирование – можно попробовать создать фонд по системе эндаумента, целевого капитала, в который будут внесены деньги государства, регионов, компаний каких-то. И вот доходы бы эти использовались, был бы фонд, который бы финансировал страховку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Путь святого Иакова и святой город Сантьяго-де-Компостела

Знание – сила
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Вернуть по-хорошему Вернуть по-хорошему

Исторические диковинки других стран сейчас стали предметом споров в суде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Моя история Моя история

Напоминание, о чём пел Владимир Высоцкий в своей знаменитой «шахматной» песне

Дилетант
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми» Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми»

Мария Шумакова о трудностях, с которыми столкнулась после рождения ребёнка

Здоровье
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Читай Читай

5 книг о морских приключениях

VOICE
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать! Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать!

Какой самый старый ныне летающий самолет в военной авиации США

ТехИнсайдер
Мы с вами уже встречались? Мы с вами уже встречались?

Как узнать, что твой новый знакомый действительно холост

Лиза
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении