Бросает в жир
Ксения Щеглова размышляет о тонкостях перехода на популярную сегодня кетодиету
Самый словоохотливый биохакер современности, резидент Кремниевой долины Сергей Фаге («Островок» и TokBox) в трактате о том, как с пользой потратить двести тысяч долларов, рассказывает, что держит себя в диетическом кетозе. Принимает пищу с высоким содержанием жиров, а углеводы сводит к минимуму: «Если поищете в интернете, то обнаружите, что это научно обосновано. Но придерживаться такого питания сложно». Я загуглила. И примерно на сутки потерялась для окружающего мира. Начитавшись о пользе жиров, едва не пошла набивать татуировку с авокадо.
«Гугл» рассказал мне, что в Кремниевой долине «на кето» сидят все. Капучино на овсяном молоке — прошлый век. В пластиковых стаканчиках обитателей Сан-Хосе плещется bulletproof coffee, в котором вместо зефирки плавает кусок сливочного масла. Если у вас подкатил комок к горлу, это нормально. Я тоже вспомнила, как мама в детстве давала мне горячее молоко с маслом, чтобы горло не болело. Но зачем эта сомнительная жижа дядям и тетям с миллиардными счетами?
Что такое кетодиета?
«Отказаться от углеводов и перейти на жиры мне посоветовали сразу два эндокринолога, — делится коллега, бывший главред Cosmopolitan Полина Сохранова. — Сказали, что кетопитание поможет улучшить состояние здоровья». В рекомендациях были указаны четкие пропорции: шестьдесят граммов жира, восемьдесят граммов белка и не больше сорока граммов углеводов в день. Никакого хлеба и выпечки. Пшеничную муку — в санкционный список. «Ее разрешили заменить на миндальную, льняную или кокосовую, но приготовить из них любимые пироги не так-то просто», — признается Полина. В мусорную корзину полетели картошка и бананы, а вместе с ними весь глютеносодержащий провиант: макароны, манка, овсянка. Прощальная церемония распространилась на арбуз и дыню: кеторацион не признает сахар, даже в виде фруктозы в сиропе топинамбура. На смену пришли жиры — авокадо, дикая рыба, сметана, сливочное масло, урбеч и мясо.
Изменения Сохранова заметила почти сразу: «Пропали отеки и в целом тело как будто изменилось. Занятия спортом стали быстрее приносить результат. Я стала энергичнее, в сон после обеда не тянет. Мне даже показалось, что я стала лучше высыпаться».
Из стэнфордского онлайн-курса по нутрициологии Полина узнала, что жиры бывают разные. К трансжирам относят фастфуд, картошку фри, пончики. К категории полезных — говядину, птицу, шоколад, кокосовое масло и даже сало. «Вы удивитесь, но одна из идей кетодиеты не только в том, чтобы похудеть, а в том, чтобы сократить количество потребляемой еды, — говорит Полина. — Богатая жирами пища сохраняет чувство насыщения шесть-семь часов. Двух приемов пищи в день хватает — по мнению кетопроповедников, этого достаточно. А еще вы научитесь контролировать чувство голода».
Как это работает?
«Кеторацион бывает трех видов: строгий, умеренный и либеральный, — вносит ясность врач-эндокринолог Екатерина Григорьева (она же Катя Янг, автор блога об антивозрастной медицине и персонифицированном питании @wow.so.young). — Строгий (до двадцати граммов углеводов в сутки) и даже умеренный (от пятидесяти до семидесяти граммов в день) — это лечебный протокол, прописывать который должен только врач. Но сначала доктор отправляет на анализы и обычно выписывает список необходимых витаминов и биодобавок». А вот либеральный, его еще называют LCHF — Low Carb, High Fat, позволяет есть до ста граммов углеводов в день и, по мнению Янг, подходит почти всем.