Язык до Пекина доведет
Где, как и зачем (помимо чтения Конфуция в оригинале) учат китайский татлеровские дети.
Пятого июня нынешнего года, аккурат в первый день государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, семьдесят пять отечественных школьников впервые сдавали ЕГЭ по китайскому. В разделе «Письмо», например, было два задания, каждое предполагало написание связного текста объемом в сто — сто двадцать иероглифов. Фото единственной стобалльницы страны, ученицы московской школы № 1517 Анастасии Андрюниной, мэр Собянин гордо разместил в своем твиттере. Пост «Поздравляю, Настя!» набрал триста пятьдесят пять ретвитов и две тысячи триста семьдесят пять лайков — в восемнадцать раз больше, чем набрал лайков пост об открытии станции метро «Коммунарка».
Учиться рисовать пять тысяч пятьсот иероглифов (такова норма по учебной программе) российским школьникам следует по ряду причин. Санкций против нас КНР пока не вводила. Москва и Пекин — города-побратимы, а председатель Си вообще называет Владимира Путина своим «самым близким и надежным другом». Вдобавок нерушимая дружба народов с каждым годом только крепнет. Пока мы готовили этот материал, китайский интернет-холдинг Alibaba объявил о сделке с Mail.ru Group, «Мегафоном» и Российским фондом прямых инвестиций (плодом этой любви станет русско-китайский «АлиЭкспресс»). Huawei обсудил с Минкомсвязью перевод своих смартфонов для России с вражеского «Андроида» на нашу, почти родную «Аврору». И даже создатель передовой московской школы «Летово», в которой, к слову, китайский еще не преподают, Вадим Мошкович сообщил, что основанный им холдинг «Русагро» начал экспорт сои в Китай (вероятно, следующий шаг — экспорт в Тулу китайских пряников). Ну а когда вы будете читать этот номер, на ВДНХ взовьется фестиваль Китая в Москве, которым отметят семидесятилетие наших дипломатических отношений. Следующий год вообще перекрестный. Одним словом, Ломоносов сегодня мог бы сказать: могущество России будет прирастать Китаем.
Впрочем, учить китайский стоит и тем, кто далек от товарно-денежных отношений и ценит Поднебесную за фильмы Вонга Карвая и крабовые димсамы в «Техникуме». «Этот язык может помочь в общем развитии ребенка, — рассказывает Луиза Андерсен, преподаватель московского детсада Park Kultury Nursery, в котором китайский изучают наряду с английским. — Не секрет, что, написав всего одну палочку в иероглифе выше или ниже, можно получить слово с совсем другим значением. Китайский приучает к усидчивости, заставляет обращать внимание на мелочи, улучшает мелкую моторику, внимание и память».
Советы родителей
Полина Киценко
Мой сын Егор начал изучать китайский в девять лет. На тот момент он уже свободно говорил на английском, активно осваивал французский, и я задумалась о том, что неплохо было бы добавить еще один язык. Мы с мужем (бизнесменом Эдуардом Киценко. — Прим. «Татлера») решили, что ребенок будет учить китайский. Китай — ведущая экономика мира, огромное количество людей разговаривают и ведут дела именно на этом языке.
Егор стал заниматься девять лет назад, с преподавателем — носителем языка по имени Кен, который жил в России. Первые три года было очень тяжело. Начинать учить китайский в девятилетнем возрасте поздновато (идеально — в два-три года): фонетика и грамматика чужеродны для европейцев.
Ну а после первых трех лет Егор подружился с Кеном, сопротивление изучению языка ослабло. Все эти годы они друг с другом отлично ладят, Егор даже прожил месяц вместе с семьей Кена в Чэнду.
Интересно, что девять лет назад никто из детей наших друзей китайский не учил. А сегодня Кен нарасхват: работает с пятнадцатью семьями. Егор же поступил в американский университет, где будет получать экономическое образование и продолжит заниматься китайским. Прошлым летом он стажировался в Институте исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (там есть направление «Китай») и вместе с научным руководителем написал статью об экспансии компаний КНР на российский рынок, которую опубликовал сайт Forbes.
Юлия Барановская
Помню, как-то за ужином с друзьями я обмолвилась, что подумываю отдать мою дочь Яну на занятия китайским. Один успешный бизнесмен тогда эту идею сильно хвалил: будущее за Китаем и Азией в целом, готовиться к его наступлению стоит уже сейчас.