Стратегия поиска работы за границей: что писать, с кем говорить и к чему готовиться
Поиск работы за границей — процесс не самый простой и быстрый. Если одни профессионалы за несколько месяцев получают офер, другие могут потратить на изучение списка вакансий, череду собеседований и переезд два-три года. Основательница и СЕО сервиса по поиску работы за границей AgileFluent Дарья Шульгина рассказывает, сколько времени на самом деле занимает поиск работы за границей, почему так долго, что и в каком порядке надо сделать, чтобы приблизить желаемый результат.
В России для людей с опытом работы и востребованной профессией алгоритм поиска работы в большинстве случаев понятен. Нужно обновить резюме, отправить его друзьям и бывшим коллегам, которые работают в топовых компаниях вашей отрасли, прошерстить популярные сайты вакансий и написать знакомым рекрутерам. Через 10–15 собеседований большинство middle-айтишников, диджитальщиков и general-менеджеров подпишут офер с 10–20% роста в зарплате.
По опыту наших клиентов, айтишник из России (например, разработчик, тестировщик или архитектор) будет искать работу в Европе в среднем шесть–восемь месяцев, а если есть вопросы к конкретным профессиональным навыкам или не хватает английского — и того больше. Айтишник из Европы найдет работу значительно быстрее — за один-три месяца.
Обладатели других диджитал-специальностей — продакт- и проджект-менеджеры, аналитики, дизайнеры, маркетологи, исследователи — должны быть готовы к еще более длительным срокам, от восьми до 15 месяцев. В основном потому, что компании из Европы и Америки ищут сотрудников, которые уже работали с аудиторией клиентов из разных стран. Еще потому, что для бизнес-ролей важна локальная специфика и очень хороший английский.
Помимо объективных причин (отсутствие международного опыта, необходимость выдавать рабочие визы, высокие требования к уровню английского), из-за которых кандидаты из России долго ищут работу за границей, сами процессы, стандарты и правила рынков отличаются. Незнание этих правил усложняет путь, зачастую снижая шансы кандидата до минимальных.
С какими отличиями в поиске работы за границей сталкиваются кандидаты из России и что нужно сделать, чтобы этот длительный процесс принес нужный результат?
Приготовиться к большому количеству этапов отбора
Если в России через два-три интервью кандидат получает офер, то в европейских компаниях (например, Bolt, Exness, N26) или офисах международных компаний (те же Booking, Amazon, Epam) предстоит пройти шесть-восемь этапов отбора: интервью с рекрутером (15–20 минут), тестовое задание, интервью с нанимающим менеджером, техническое интервью, встреча с командой, тестирование, финальная встреча с лидером направления или CEO и обсуждение офера с HR. На все этапы в одну лишь компанию стоит закладывать два-три месяца, причем первые три недели будут казаться очень вялыми — компании отвечают достаточно долго после отправки резюме.
Человеку, планирующему заняться поисками работы за рубежом, надо запастись терпением и энергией, потому что этот процесс потребует немалых интеллектуальных и физических ресурсов. Рекрутеры и нанимающие менеджеры компаний ожидают от кандидата как минимум базовой подготовки — знаний о компании и продукте, заготовленных вопросов к интервьюеру, отрепетированной самопрезентации и внятных ответов про свой опыт. Если сил и времени на подготовку нет, шансы пройти интервью невысокие. Не стоит рассчитывать, что вы произведете впечатление за счет гениальной импровизации. Таких случаев практически не бывает.
Научиться выбирать самые релевантные вакансии
Если в России кандидат выбирает обычно из нескольких сотен открытых вакансий, то международный рынок труда огромен — в каждый момент времени открыты сотни тысяч вакансий разработчиков и аналитиков. В десятки раз больше, чем в России, требуется и финансистов, бухгалтеров, сейлз-менеджеров и операционных менеджеров.
Больше вакансий на рынке означает больше возможностей для кандидата, однако выбирать подходящие твоему опыту, уровню и предпочтениям вакансии среди тысячи вариантов непросто — даже на крупных джоб-бордах, таких как Glassdoor, LinkedIn, Monster, Indeed, нет возможности фильтровать вакансии по профессиональным навыкам, требованиям к знанию местных языков или по тому, помогает ли работодатель с получением визы. Из-за этого поиск подходящих вакансий может занять сотни часов.