Стекло для космических телескопов, автомобилей и смартфонов: история производителя Gorilla Glass
Начинавшая с производства посуды и колб в 19 веке, Corning занялась научными исследованиями стекла и создала жаропрочную посуду, оптоволокно и стёкла для экранов смартфонов.
Основание компании и переезд из Бруклина
Амори Хоутон-старший родился в 1812 году в американском городе Болтоне, штат Массачусетс. Он был одним из 13 детей в семье Руфуса и Абигейл Хоутон. В 20 лет Амори Хоутон начал своё первое дело — создал подрядную фирму в сфере строительства. В последующие годы он занимался недвижимостью, торговал углём и дровами.
В начале 1830-х годов он женился на Софронии Оукс: у них было восемь детей, старший, тоже Амори, стал работать вместе с отцом. В 1851 году Хоутон-старший познакомился с британским стеклодувом Джеффри Тисдэйлом, который посоветовал ему заниматься стеклом.
В 1854 году в Соммервиле Хоутон основал компанию Union Glass с капиталом в $60 тысяч и нанял 100 сотрудников. Один из сыновей Хоутона, Амори-младший, присоединился к компании в 1857 году — после работы подмастерьем в магазине лакокрасочных изделий.
На прошлом месте он освоил азы химии и решил организовать небольшой лабораторный кабинет для экспериментов со стеклом. Он проводил опыты и вёл дневник с 1859 по 1895 годы. Сейчас его записи — источник ранней истории компании.
В 1860 году Хоутоны открыли склад-магазин в Нью-Йорке — первый магазин Union Glass в крупном городе. В нём продавалась их продукция: стаканы, графины, керосиновые лампы, колбы для лабораторий, призмы, фигурные подсвечники.
В 1864 году Хоутон-старший продал Union Glass, чтобы купить стекольный завод в Бруклине, который ещё не входил в состав города Нью-Йорк. Новая компания называлась Brooklyn Flint Glass. Дела у неё складывались плохо: летом 1866 года в местной экономической газете писали о большом корпоративном долге.
В декабре 1866 года с компанией Хоутона связался предприниматель Элиас Хангефорд из города Корнинг. Он искал производителя стекла для воплощения своей идеи — жалюзи из стеклянных пластин.
В итоге жалюзи так и остались проектом, но предприниматели решили сотрудничать дальше. Они задумали перенести завод в Корнинг: по условиям сделки Хоутон вложил в предприятие $75 тысяч, а Хангефорд инвестировал $50 тысяч.
В 1868 году Амори Хоутон и его сын Амори-младший перебазировали компанию в Корнинг, штат Нью-Йорк. Из Бруклина до Корнинга стекольные формы, глиняные горшки, части печей и выдувные стержни доплыли на баржах по реке Чемунг. Для нужд предприятия были построены два здания в форме буквы «Т».
После переезда компанию переименовали в Corning Glass Works и наняли около 200 сотрудников. Однако и с этой компанией повторилась старая история: высокие затраты на стартовом этапе привели Хоутона-старшего к увеличению долга. Он брал в долг у банкиров и в 1869–1870 годах мог только платить проценты, но не погашать сам долг.
В конце 1870 года Corning Glass Works была на грани банкротства. Бостонский банкир Натан Кушинг выкупил долг компании и стал её владельцем. Амори Хоутон оставил компанию и ушёл на покой на свою ферму в округе Уэстчестер.
Новый владелец, не желая покидать Бостон, некоторое время искал управляющего для компании. И предложил Амори Хоутону-младшему возглавить производство. Амори и его младший брат Чарльз накопили денег и в мае 1872 года выкупили компанию отца у Кушинга.
Амори стал президентом компании, Чарльз — основным специалистом по продажам, а их дядя Генри Синклер — секретарём. Управляющий производством Джозеф Талли в итоге породнился с Хоутонами, женившись на дочери Амори. Таким образом компанией руководила одна семья.
В 1892 году в ближайших к штату Нью-Йорк штатах насчитывалось около 100 компаний-производителей разного рода стекла. Корнинг зарекомендовал себя как местный центр производства этого материала, в город и его окрестности стали съезжаться квалифицированные стекольщики и ремесленники со всей страны.
Что Corning производила кроме посуды и колб
Электрические лампы
Одним из первых уникальных продуктов Corning стали стеклянные оболочки для электрических ламп Томаса Эдисона. В конце 19 века оболочки делали вручную, по одной штуке за раз. В среднем мастер-стеклодув делал несколько сотен экземпляров в день.
Corning модернизировала выпуск стекла для ламп: товар стал настолько востребован, что к 1908 году эти заготовки составили половину продаж компании.
В 1921 году Corning разработала похожую на конвейер ленточную машину, которая позволила массово производить эти колбы, что сделало электрическую лампу Эдисона дешевле и доступнее для покупателей.
Фонари для железных дорог
В начале 20 века на железных дорогах США использовались сигнальные фонари. При резких перепадах температур (например, от дождя или снегопада) стекло фонарей разбивалось, и они гасли.
В 1912 году химик Corning Уильям Тейлор изобрёл термостойкое стекло Nonex, которое слабо расширялось и выдерживало резкие перепады температур. Его секрет состоял в добавлении оксида бора в жидкое стекло. Это боросиликатное стекло стали применять в производстве сигнальных фонарей. Сами фонари оказались долговечными, и в итоге спрос на них и на сам материал начал падать.
Поиске новых материалов и технологий
В самой компании считают, что продукция Corning имела своеобразный дефект: она была долговечна, чтобы нуждаться в частой замене. Поэтому приходилось постоянно изобретать новые продукты.
Кроме того, искать новые стратегии компанию заставляли конкуренты: стекольные заводы в Питтсбурге, Уиллинге и Толедо работали с более дешёвым сырьём и продавали свои товары по низкой цене. Тогда Corning решила сделать упор на научные знания.
Компании не хватало собственных разработок: в основном они были кустарными и появлялись нерегулярно. При помощи исследователей Corning рассчитывала создавать ноу-хау регулярно и расширить свой ассортимент.
Чтобы получить научные знания о стекле, способах получения новых рецептов укрепления, закаливания стекла, его химических свойствах, Corning обратилась к специалистам из университетов. Компания открыла одну из первых корпоративных исследовательских лабораторий в США.
Изобретение закалённого стекла
В 1913 году технолог компании Джесс Литтлтон попросил свою жену Бесси испечь торт на куске термостойкого стекла. Материал выдержал весь процесс выпечки, и в 1915 году Corning запатентовала улучшенную формулу стекла под брендом Pyrex.
Первая партия посуды из стекла состояла из 12 предметов, в основном это были формы для запекания. Сначала продажи посуды шли с трудом — покупателям было сложно осознать, что готовить еду можно в тарелках и бокалах.
Но несмотря на дороговизну материала, посуда нашла своих покупателей. Этому помогло и то, что покупку стеклянной посуды во время начавшейся тогда Первой мировой войны рекламировали как патриотический долг, так как металл требовался на фронте.