Как перестать осуждать тех, чья реакция на карантин отличается от нашей
Злясь на окружающих, которые относятся к самоизоляции беспечно, мы успокаиваем себя и отвлекаемся от тревоги. Любви к человечеству это, правда, не добавляет. Но мы можем вернуть себе это чувство, если даже в это непростое время встанем на место другого. И эта любовь откроет в нас новые силы и ресурсы, чтобы пережить карантин, считает клинический психолог Джилл Вебер.
Глядя на улицу из окна собственной квартиры, мы видим тех, кто по каким-то причинам покинул дом. Мы ничего не знаем о людях, которые прямо сейчас прогуливаются, бегают и ходят с колясками под нашими окнами, но готовы сразу же их осудить: как же раздражает, когда кто-то не соблюдает правила, когда ты сам относишься к их выполнению крайне серьезно!
Мы можем долго обсуждать «нарушителей» с домочадцами, но почему мы это делаем? Фокусирование внимания на негативе — навык, который достался нам в ходе эволюции, считает клинический психолог, специалист по отношениям Джилл Вебер.
Умение видеть то, что кажется опасным и неприемлемым, и сосредотачиваться на этом помогало человеку предвидеть потенциально опасные ситуации — и увеличивать таким образом свои шансы на выживание. При этом гнев и раздражение в адрес тех, кто ведет себя не так, как мы, помогают нам возвышать себя над окружающими, чувствовать, что мы сильные и мудрые. Так мы маскируем собственную уязвимость.
Мы совсем не уверены в завтрашнем дне. Когда закончится изоляция? Что будет с тем, кто заразился коронавирусом? Как карантин повлияет на экономику? Сохраним ли мы работу? Найдем ли новую? Думать об этом тревожно и страшно. Осуждая других, мы отворачиваемся от собственной тревоги. Мысля в парадигме «мы против них», мы прячемся за незаметным глазу забором — и чувствуем себя все более одиноко…
Задачи, которые ставит перед нами это странное время, весьма противоречивы, объясняет Джилл Вебер. С одной стороны, в идеале нам нужно проводить как можно больше времени в своих квартирах и домах. С другой, нам хочется оставаться на связи с теми, кого мы любим. И у одних и первое, и второе неплохо получается, а другим этот «квест» дается крайне непросто. Изоляция, совмещенная с тревогой, — опасный коктейль.