«Старик с хорошим лицом». Как Шону Коннери удалось все — в кино и жизни
Шон Коннери умер 31 октября в возрасте 90 лет. Кинокритик Ярослав Забалуев вспоминает творческий путь британского актера, ставшего первым исполнителем роли Джеймса Бонда на экране и остававшегося самим собой до конца
В 2020 году нелепо и пошло говорить о том, что в связи с какими-то позициями «ушла эпоха». Дело не в том, что ушла старая, — дело в том, что новая уже не оставляет ни единого шанса на то, чтобы не заметить ее вхождения в полноценные права наследования земного шара. Сокрушаться по поводу «ухода» глуповато, но вот вспомнить о том, чем была знаменательная предыдущая, никогда не поздно. Если говорить об эпохе Шона Коннери, то она, строго говоря, завершилась еще в начале нового тысячелетия. Занятно, что и одна из последних ролей Коннери случилась в картине, сюжет которой крутился вокруг «проблемы 2000» (интересно, многие ли сегодня помнят, какие тогда были «проблемы»). В «Западне» Джона Эмиела сэр Шон сыграл старого вора Роберта Макдугалла, в напарницы к которому набивается юная коллега в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс. В 1999-м, на излете великой эпохи жанрового кино, «Западню» несколько пропустили мимо глаз и ушей — подумаешь, еще один авантюрный триллер. Однако сегодня она смотрится настоящим документом этой самой ушедшей эпохи. Сюжет вроде бы понятен уже из завязки, однако Коннери играет своего героя человеком, проходящим сквозь жизнь, как нож сквозь масло. В криминальной романтике здесь не было никакой интриги — ну как, скажите, можно поймать Коннери? Но оторваться все равно невозможно.
В середине 1950-х, когда он начинал карьеру, сложно было поверить, что сын уборщицы, бывший морпех и бодибилдер станет одним из главных актеров столетия. Однако уже после того, как на съемках фильма «Другое время, другое место» Коннери набил морду ревнивому гангстеру, подозревавшему молодого актера в романе с партнершей, стало ясно, что этот человек крепче, хитрее, острее, чем кажется. Известно, что Ян Флеминг был не в восторге от выбора актера для первой экранизации своего романа. Кроме того, Коннери совершенно не собирался избавляться от шотландского акцента и сделанной во время службы татуировки «Scotland Forever» («Шотландия навсегда»). Однако режиссер фильма «Доктор Ноу» Теренс Янг оказался настойчив, обучил артиста необходимому