«Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки
«На нашей Земле нет классного места для свалок», — говорит журналистка и экоактикивист Ирена Понарошку. Специально для Forbes Life она поделилась итогами своего «Саммита большой коробки», посвященного проблемам упаковки
13 октября состоялся «Саммит большой коробки», организованный журналисткой Иреной Понарошоку — на нем представители бизнеса и экоинициатив обсудили самые насущные проблемы. Основной темой стала избыточная упаковка товаров известными брендами.
Вопросов в ходе дискуссии оказалось больше, чем ответов. Более того, выяснилось, что на них нет одинаково универсального ответа. Грубо говоря, что хорошо для Калифорнии, не всегда хорошо для России. Специально для Forbes Life Ирена рассказывает о главных выводах дискуссии.
Нет единого универсального решения для всех
Нельзя технологии, приемлемые для малого бизнеса, применять к крупному игроку рынка. Нельзя решить, что будет экологичнее — пластик или бумага, наполнитель из шредированной или из крафтовой бумаги и так далее. В игру одновременно вступает слишком много факторов: удаленность от места сортировки и переработки, потраченные ресурсы на изготовление того или иного материала, логистика, законодательство и многое другое.
Вот, например, как комментирует преимущества пластика Елена Вишнякова из «ЭкоЛайн»: «Пластик у нас слишком демонизирован. В поисках альтернативы мы находим абсолютно первобытные и экономически невыгодные решения. Но если соблюдать простые правила и при этом объединяться (например, договориться использовать один и тот же вид пластика), то пластик окажется намного эффективнее». С другой стороны, в большинстве регионов России ситуация с сортировкой и переработкой отходов достаточно печальна и экологический след, оставленный непереработанным пластиком, будет намного выше, чем после непереработанной бумаги.
Неоднозначная ситуация складывается даже со скотчем. Он, как известно, не перерабатывается. Ни бумажный, ни пластиковый. И сейчас многие компании ищут решения, ставя себе целью вообще отказаться от его использования. Например, небольшая российская компания по производству косметики SmoRodina использует бумажный скотч на крахмальный основе. Но приходится использовать дополнительные ресурсы: скотч надо приклеивать вручную с помощью спонжа, смоченного в воде. IKEA пытается найти решения с «картонным замком», сделанным из самой коробки. Другие компании также экспериментируют в этом направлении, но какой из методов самый правильный — пока сказать сложно.