Почему балет дешевле футбола, а билеты на него — дороже?
Хореограф Кристиан Шпук и создатель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова рассказали, зарабатывают ли на гастролях лучшие балетные труппы мира
С 17 по 29 апреля в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра пройдет XVIII фестиваль балета Dance Open. Фестиваль открывает балет Цюриха с «Зимним путем» Шуберта в постановке Кристиана Шпука, одна из самых обсуждаемых недавних мировых премьер. Отсутствие сюжета, стилистический коктейль минимализма и немецкого романтизма, вокальный цикл Франца Шуберта в душераздирающей музыкальной интерпретации Ханса Цендера — хореограф Кристиан Шпук знает толк в создании балетных хитов. О том, может ли балет стать мейнстримом и как заработать денег на балете, Forbes Life рассказывают хореограф Кристиан Шпук и руководитель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.
Сегодня иммерсивные постановки, 5D-кинотеатры, квесты, кибер-спорт и концерты виртуальных исполнителей. Но почему-то, как и 200 лет назад, люди продолжают «ломиться» на балет… Почему, на ваш взгляд?
К.Ш.: Я думаю, секрет в том, что каждый балетный спектакль – единственный в своем роде. Через танец и музыку артисты на сцене передают живые эмоции, живую энергетику в зал, и, к счастью, именно это нравится людям. Чувства, которые возникают у зрителя, не могут быть имитацией или подменой.
Е.Г.: Здесь всё по-настоящему, так сказать, offline. Все работают на пределе сил, и физических, и эмоциональных. И танцовщики на сцене, и зрители в зале проживают реальную жизнь, какую-то ее часть, причем, не во сне, а осмысленно, «проснувшись».
Средний гонорар европейской труппы может варьироваться от €15 000 до €100 000.
А сколько стоит такой сеанс offline? Какой бюджет нужен, чтобы создать балетный спектакль с нуля? Понятно, что это зависит от многого, но все-таки.
К.Ш.: Балет не может быть дешевым. Точную цену сказать невозможно — это зависит от многих факторов, и все всегда по-разному. Например, если речь идёт о новом многоактном спектакле, для которого создаются пышные декорации и костюмы, встаёт вопрос, где их изготавливают, насколько сложны технологии, каковы ожидания зрелищности. Очень важно, создаётся ли музыка для постановки. Новый балетный спектакль может стоить более одного миллиона евро, это понятно. Но если, к примеру, продукт не слишком богат на декорации и костюмы, он может обойтись и дешевле.
Е.Г.: Меня обычно спрашивают, сколько стоит привезти один спектакль. Тоже всегда говорю, что единой цифры не существует. Средний гонорар европейской труппы может варьироваться от €15 000 до €100 000. Стоимость трака с декорациями по Европе – порядка €12-15 000 (если морским транспортом, то дороже). Оплата суточных артисту труппы — в среднем €50 в день. Это стартовые позиции, остальное зависит от массы деталей. Сколько человек задействовано в спектакле — 10 или 150? Откуда они летят — из Перми или из Нью-Йорка? Какие у труппы гонорары? Насколько постановка объемна с точки зрения декораций и костюмов и насколько она может быть дорогостоящей в перевозке.
Но даже если стилистика спектакля — минимализм, это не значит, что его гастроли будут стоить дешево.
К.Ш.: Очень часто дорого стоят права на музыку. Если речь идет не о Public Domain и права принадлежат конкретному композитору, то даже на один показ тратится очень много денег. Дорогостоящими могут быть и авторские права на хореографию. Но все же в случае с большинством спектаклей серьезных бюджетов при производстве с нуля требуют костюмы и декорации.
Без чего, на ваш взгляд, невозможно создать спектакль?
К.Ш. Без танцовщиков! Конечно, без сцены, костюмов и света спектакль тоже невозможен. Но в первую очередь, нельзя отказаться от танцовщиков, от артистов. Кстати, если случается, что родители талантливых детей не могут заработать на их балетное образование, в Швейцарии есть много возможностей найти поддержку.
Очень многие профессиональные школы предлагают разные стипендии. Я сам участвую в работе фонда Minerva Kunststiftung (Minerva Arts Foundation), благодаря которому многие молодые танцовщики могут позволить себе обучение.
Без чего спектакль невозможно продать?
К.Ш.: Если говорить о ценности балетной постановки, то наряду с танцем, музыкой, сценографией самым важным является то, что именно ты хочешь донести до зрителя. Может ли это его затронуть? Если ты говоришь с человеком о человеке, можешь передать эмоции, мне кажется, такой спектакль будет интересен людям и на него пойдут.
То есть, хороший бюджет и успешная постановка — вещи не всегда взаимосвязанные?
Согласно усредненной статистике сборы от продажи билетов покрывают не более 15% затрат на проект.
К.Ш.: Успех невозможно спланировать. Я абсолютно уверен, что успешную продукцию можно сделать даже при маленьком бюджете. При высоком стартовом капитале, само собой разумеется, это тоже возможно. Но деньгами успех не купишь, это так не работает. Чаще всего успешны те постановки, которые могут подтолкнуть человека на новое начинание. Это те спектакли, которые трогают, вызывают какие-то чувства, когда человек ощущает себя понятым. При этом речь не идёт о том, дорогостоящее или нет у спектакля оформление, танцуют ли в нем звёзды или неизвестный коллектив. Речь идет о том, что тебе рассказывают, что показывают и как. Так что я не думаю, что успех связан с деньгами.