Рейв, а не музей — вот куда в Петербурге надо идти за современным искусством
Доказательства на фестивалях Present Perfect и Gamma: смотрим сайт-специфик-арт и перфоманс о цифровых кочевниках на бывших заводах.
Международная карьера мультимедиаколлектива Tundra началась в Петербурге с ивента в заброшенном спортзале. Клим Суханов и Семен Перевощиков рассказывают, как скрещивать звук и свет, чтобы обманывать ожидания зрителей, и что покажет Tundra на фестивале Present Perfect.
Одним из первых ивентов в Петербурге, для которого мы сделали инсталляцию, был «Гиперпрыжок» 2014 года команды Dreamers United Алексея Онацко, который сейчас занимается проектом «Севкабель Порт», где будет проходить фестиваль Present Perfect. «Гиперпрыжок» в заброшенном спортивном зале Манежа Первого кадетского корпуса переосмыслял это неиспользуемое пространство — получилось круто, и мы вдохновились совместным творчеством, решив продолжить экспериментировать в том направлении, в котором сейчас работаем.
У половины «Тундры» — музыкальный бэкграунд, теперь мы применяем этот опыт в медиаискусстве. Работая с музыкой, ты все равно остаешься в рамках канонов и правил. Когда мы совместили звуковые и визуальные компоненты, то смогли действовать за рамками музыкальных образов, то есть воздействовать на людей опытом восприятия. Нам важно, чтобы человек, видя инсталляцию, не мыслил категориями: «А, это современное или концептуальное искусство», а воспринимал контекст и атмосферу. Перед нами стоит задача вызвать у него неконтролируемый спектр новых эмоций, чтобы человек испытал опыт, схожий с восприятием природного явления, например грома, молнии или северного сияния.
Большинство инсталляций «Тундры» — это сайт-специфик-арт, то есть они дополняют или переосмысляют архитектуру пространства. Примерно 70 % контента создается уже на месте, когда все собрано и подключено: начинается момент творчества, когда перед тобой огромная площадка, куча световых приборов и ты начинаешь ими управлять. Это момент магии. В наших работах звук и свет тесно взаимосвязаны, и часто весь контент генерируется или управляется при помощи специальных алгоритмов, то есть звук триггерит свет или, наоборот, свет генерирует звук.
Мы экспериментируем со светозвуковыми образами и часто сталкиваемся со стереотипами восприятия, продиктованными либо кинематографом, либо рейв-культурой. Лазер вызывает в голове образы из сцен ограбления банка, а сам звук лазера воспринимается как высокочастотный писк — тоже кинематографичный стереотип. Сложный и интересный вызов для нас — погрузить человека в абсолютно новый контекст, избавленный от ассоциаций. Когда ты не можешь идентифицировать, что происходит перед тобой, где источник света или что это за звук, в мозгу включается кнопка record и начинается запись, формируются новые нейронные связи и ты получаешь новый уникальный опыт.