Главные оракулы российского искусства AES+F определяют дух времени

Собака.ruСтиль жизни

Мы живем в перевернутом мире

Перед ретроспективой в «Манеже» главные оракулы российского искусства AES+F определяют дух времени.

Текст: Александра Генералова

Свинья освежевывает мясника — стоп-кадр из работы Inverso Mundus. 2015 год

В 2007 году у вас уже была ретроспектива в Петербурге — в Мраморном дворце, в один год с китчевыми фотографами Пьером и Жилем. По телевизору шли клипы Пэрис Хилтон — закат эпохи гламура, воспевание которой вам приписывали. Помните, что тогда значило это слово — «гламур»?

Владимир Фридкес: Мне кажется, я уже не понимаю, что такое гламур. Лев Евзович: Термин «гламур» обесценился со временем ровно так же, как «постмодернизм», и перестал что-либо обозначать. Но если говорить про дух времени, то, действительно, конец 1990-х и нулевые — время глобальной капиталистической эйфории, роста акций в любой сфере, в том числе и в искусстве. Было ощущение неестественного процветания во всем мире, которое закончилось с кризисом в 2008 году. С этим ощущением, с этим духом времени мы тогда и работали, использовали эстетику глянцевого журнала — рекламы, модной съемки, голливудских фильмов, а также компьютерных игр. Нам хотелось, чтобы зритель испытывал ощущение на грани удовольствия и депрессии. Половина зрителей видит в наших работах красивую картинку, другая половина видит критику общества.

Арт-группе AES+F приписывают предсказание атаки на башни-близнецы 11 сентября и трагедии в Беслане. Еще одна суперспособность — точная фиксация духа времени: от гламура нулевых до #MeToo десятых. «Собака.ru» расспросила «аеэсов» о секретах мастерства перед открытием выставки с самоироничным названием «Предсказания и откровения» — совместного проекта «Манежа» и галереи «Триумф». Фото: Егор Заика

Как вы этот дух времени «ловили»? Смотрели «Блондинку в шоколаде» Ксении Собчак?

Лев Евзович (смеется): Нет, Ксению Собчак мы не смотрели, она работала в то время на другую аудиторию. Мы одни из первых начали заниматься пост-интернет-артом, то есть искусством, которое осмысляет все, что связано с Интернетом. Нас заинтересовал феномен компьютерных игр. Проекты Action Half-Life и Last Riot, где действуют дети и подростки, — про абсурдный «героизм», отчуждение и безнаказанность насилия в виртуальном пространстве.

Вы сами играли в эти игры?

Лев Евзович: Нет, сами мы не играли. Нас заинтересовала новая эстетика. Мы заметили, что образы компьютерных игр напоминают батальную живопись старых мастеров. На Венецианской биеннале 2007 года, где показывали видео Last Riot, к нам подходили молодые люди вашего поколения и говорили, что узнают знакомые детали из игр, в которые с детства играли: оружие, самолетики и прочее. Мы действительно включили интернетовский треш в композиции в духе Караваджо. Я не считаю, что обязательно надо самим играть: врач, который оперирует аппендицит, он же сам не должен страдать аппендицитом. Так же и мы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении