Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ruРепортаж

Кристина Березовская

Текст: Александра Генералова

Серьги и кафф MERCURY, платье СОФИЯ МОРОЗОВА

Благодаря усилиям Кристины Березовской и ее команды выставки KGallery конкурируют с коммерческими музейными блокбастерами: недавний проект к 145-летию Петрова-Водкина собрал 25 000 зрителей — абсолютный рекорд за 20-летнюю историю галереи. Кристина делает прибыльными не только смотры хрестоматийных имен вроде Рериха или Лебедева, но и проекты, как будто не рассчитанные на массового зрителя, — Melancholia памяти искусствоведа Аркадия Ипполитова или «Я знаю места» от админа тг-канала «Здесь был Майк». С открытием выставки «“Почему, почему я лучше всех?” Хармс и компания», посвященной 120-летию писателя, Кристина наконец-то манифестирует себя в новой роли — теперь не только куратор и арт-дилер, но и суперуспешный выставочный продюсер, который выпускает зрительские хиты.

KGallery как продюсерский проект

Выставки в KGallery почти никогда про продажи: вы показываете вещи из частных коллекций, в том числе своей. Как это укладывается в бизнес-модель? Ведь с выручки за билеты содержание двухэтажного пространства в центре города не потянуть.

А вот и нет! Начиная с выставки Константина Сомова, которая проходила 8 лет назад, мы получаем достаточный доход с билетов, чтобы закрывать свои базовые потребности. Честно говоря, сейчас уже сложно понять, почему мы столько лет делали роскошные выставки Кустодиева, Григорьева и других художников музейного уровня с исключительно символической платой за вход. До 2017 года мы окупали часть расходов на проекты коммерческой деятельностью — продажей искусства: участвовали в антикварных салонах, устраивали аукционы. Сейчас выставочная и арт-дилерская деятельность KGallery — это две параллельные прямые. Бывают периоды, когда коммерчески «выстреливает» выставка, а продажи проседают, бывает наоборот, — в итоге мы в любом случае выруливаем.

То есть KGallery — предприятие по созданию успешных у зрителя выставок?

Да, более того, даю эксклюзив: нам настолько тесно, что сейчас я в поисках еще одного пространства, которое будет функционировать исключительно за счет проведения выставок.

Получается, ты не галеристка, а продюсер! Ведь галереи редко открывают выставки, которые могут заработать с билетов. Припоминаю разве что выставку Дмитрия Маркова в Anna Nova, куда действительно стояли очереди. Остальные примеры — как будто случайность: 5 лет назад в тиктоке завирусились видео из московского галерейного кластера Cube, и туда ломанулись сотни блогеров. Именно из-за этого нашествия пришлось сделать платный вход.

Да, знаешь, продюсирование – самое точное слово, чтобы обозначить процесс, которым я занимаюсь последние годы. Я не курирую, а именно продюсирую: выстраиваю процессы, собираю команды мечты — как в штат галереи, так и под проекты. Мне важно сделать популярную у зрителя выставку, по пути не уронив эстетическую планку KGallery. Выставка должна быть, извини за этот сухой маркетинговый термин, уникальным продуктом.

Секрет первый: кастинг и тайминг

Если ты продюсер, то у тебя наверняка должны быть свои секреты, как сделать так, чтобы проект выстрелил. Раскрой их на примере твоей актуальной выставки, посвященной Хармсу и его кругу!

Выставку «“Почему, почему я лучше всех?” Хармс и компания» я собирала именно как продюсерский проект. Во-первых, мы правильно выбрали тему. О Хармсе давно не делали выставок. Во-вторых, уникальность — мы показываем личные вещи поэта. Как мы их получили? Оказалось, что петербургское издательство «Вита Нова» обладает большой коллекцией писем, фотографий и личных вещей поэта и писателя. Более того, издательство само пришло к нам с предложением, приближалось 120-летие Хармса — хороший повод. Но, как продюсер, я понимала, что этого все же мало для успеха. Дальше я начала нанизывать детали. Так у нас появился звездный дизайнер — Эмиль Капелюш, театральный художник-постановщик, работавший с Мариинским театром, БДТ, Театром Ленсовета, обладатель «Золотой маски». Потом я пригласила Артема Балаева, совладельца кабаре «Шум», в качестве креативного продюсера. Нужен был человек, влюбленный в Хармса, который бы привнес свежий взгляд, придумал параллельную программу и мерч, разные фишки, привлекающие аудиторию. Кстати, пример выставки «Почему, почему я лучше всех?» — показательный: Хармс никогда не был лично моим героем, как и обэриуты в целом. Честно говоря, мне до сих пор не близок их стиль. Часто бывает, что, готовя выставку, ты настолько начинаешь ею жить, что не можешь не увлечься ее героями. Тут же, несмотря на погружение, коннекта с Хармсом так и не случилось.

Мне кажется, для продюсеров в широком смысле — это обычная история. Главное — грамотный кастинг на ключевые роли в проекте.

Да, всё так. В этом была моя задача — найти людей, которые горят этой темой. Эмиль Борисович ни за что бы не подключился к созданию выставки Хармса, если бы не любил Хармса. А еще важно предложить заинтересованному в теме человеку подходящую ему роль. Если бы я привлекла Артема как профессионального пиарщика, то мы бы не получили такую удивительную вещь, как хармсовский «Совершенный подарок». Это такой сувенир — деревянная палочка, с одного конца которой шар, а с другого — куб. Артем нашел в рассказе Хармса описание этого предмета: «Такую палочку можно держать в руке или, если ее положить, то совершенно безразлично куда. Такая палочка больше ни к чему не пригодна». Мы взяли эту идею, визуализировали и воплотили в качестве мерча. Подарок очень хорошо продается — мы будем увеличивать тираж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эдуард Захрабеков Эдуард Захрабеков

Как Эдуард Захрабеков запустил самое большое в стране производство эндопротезов

Собака.ru
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Предисловие Предисловие

Лица, создавшие этот выпуск об усадьбах Москвы и исторических смыслах

Вокруг света
Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков

Что может стоять за желанием родителей завести девочку, а не мальчика?

Forbes
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
От окраины к центру От окраины к центру

Петербург глазами писателя, который переехал в Москву

Weekend
Как мы переживали Как мы переживали

Суббота 23 ноября 1963 была рабочим днём, радио выдавало новость за новостью...

Дилетант
Пять мифов о кондиционерах Пять мифов о кондиционерах

Из-за каких мифов многие по старинке боятся кондиционеров?

Здоровье
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации

Об источниках предпринимательского задора — Сергей Домрачев, сооснователь Gliver

Монокль
Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми» Вячеслав Семененко: «Есть значительный спрос на отдых с детьми»

Как меняются и развиваются загородные отели и как масштабируется этот рынок?

Ведомости
Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Еда до и после тренировки Еда до и после тренировки

Ты усердно тренируешься, но никак не можешь похудеть?

Лиза
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит» Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит»

Обсудили с CEO «Купера» тонкости ребрендинга, желание стать ближе к пользователю

VOICE
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Валерий Шубинский Валерий Шубинский

Как исследователь авторов «Детгиза» сам становится важным детским писателем

Собака.ru
Лучше новых двух Лучше новых двух

Solaris НС от рождения приспособлен именно к российским условиям эксплуатации

Автопилот
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Валентин Макаров Валентин Макаров

Как Валентин Макаров осваивает миллиардный айтишный рынок Индии

Собака.ru
ВТБ поймал волну ВТБ поймал волну

Как проходит пилотный этап

Ведомости
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
А это прилично? А это прилично?

Как соблюдать правила приличия в отпуске

Grazia
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Открыть в приложении