Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историйЗнаменитости

Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Анна Лисовская/из архива А. Бабенко

Она буквально проснулась знаменитой после выхода на экраны фильма Павла Чухрая «Водитель для Веры». Ее колючая, ранимая, нежная героиня не оставила равнодушными ни зрителей, ни критиков, ни киносообщество и принесла ей не одну награду. Алена Бабенко с тех пор нарасхват. Только в этом году актриса участвует в семи проектах. Она — прима театра «Современник», была любимицей Галины Волчек. Но, кажется, этот человек никогда не станет почивать на лаврах. Звездность, пафос — не для тех, кто всегда с любопытством смотрит на жизнь.

— Алена Олеговна, вы почти окончили факультет кибернетики. Какие математические способности помогли вам в актерстве, а какие помешали?

— Как известно, есть физики и лирики. По моим наблюдениям, у физиков гораздо больше фантазий, чем у лириков. Объясню почему. Лирики сидят на попе и читают книги, они полны уже существующими историями. Математики же занимаются цифрами, какими-то невидимыми, абстрактными вещами и могут только воображать, как математику можно прикладывать к жизни. Их воображение больше развито, а это важно и в творчестве. Еще помогла логика, ведь в разборе роли она важна, потому что ты должен выстроить логику поступков персонажей — от чего к чему. А это тоже некое уравнение с двумя, тремя неизвестными. С другой стороны, поскольку математика связана не с чувствами, а с расчетами, с мозгом, с умением оценить ситуацию со стороны, она, может быть, мешала мне вскрыть какие-то эмоции на сцене. Кому-то это давалось легко, а мне было страшно. И непонятно, как это в себе открыть и при этом научиться видеть себя со стороны.

Фото: Анна Лисовская/из архива А. Бабенко

— Многие актеры говорят, что надо, наоборот, перестать видеть себя со стороны.

— Нет, в моем случае это невозможно. Иногда, конечно, бывает, что я отключаюсь, но, как правило, ненадолго. Мне кажется, наша актерская профессия связана как раз с абсолютным контролем. Ты же должен видеть площадку на 360 градусов вокруг, партнера, должен реагировать, знать, помнить переходы, мизансцены, все, что происходит, ты должен не пропустить момент, когда включается музыка или меняется свет и еще много чего. А если увлечешься, «улетишь», потеряешь контроль, то можешь сбить с толку не только партнеров, но и все цеха, которые работают с тобой вместе по определенному плану и даже, не дай бог, нарушить ход спектакля. Вот в кино ты можешь позволить себе меньше контроля, потому что там как раз абсолютно голый нерв, ты не зажат в кадр, в котором минимум перемещений. Как мы говорим, кино — это крупный план. Ты больше работаешь внутренними резервами, чем телом. Там можешь позволить себе импровизацию, предлагать режиссеру: «Можно я так попробую? А можно так?» Он потом отрежет все ненужное.

Вообще, в кино одно существование, а в театре — другое. Разница между ними большая. Вот мы с вами по десятибалльной шкале сейчас болтаем где-то на 2 балла, а в театре надо на 10, а иногда и на 12 баллов посылать звук, чтобы тебя все услышали на галерке. И включаются совсем другие ресурсы организма.

Раньше я говорила, что люблю сниматься, потому что пришла в театр из кино, оно было изначально в моей жизни. А теперь стала жадной и до театра, и до кино, и до всего.

Фото: Анна Лисовская/из архива А. Бабенко

— Вы начали сниматься после окончания ВГИКа?

— Нет, наоборот. Я попала во ВГИК благодаря тому, что уже снималась в кино. На съемках фильма, режиссером которого был мой первый муж, познакомилась с Юлией Ромашиной. И она вдруг сказала такую фразу: «А почему Алена не учится на актерском?» Тогда у меня мечта стать актрисой уже улетела в иконку «Отмена». Уже прошли возрастные цензы, были ребенок, семья. Но она меня толкнула в эту сладостную бездну. Мужем Юлии тогда был Анатолий Владимирович Ромашин, который набирал курс во ВГИКе. Я, конечно, встретилась с Анатолием Владимировичем до того, как пойти на прослушивание. Он послушал меня и сказал: «Иди!» Первый тур я прочитала великолепно, а второй и третий провалила с грохотом. Не поступила. Но, слава богу, на курсе на полгода оставили пять вольнослушателей, в том числе и меня. Эти полгода мы занимались сценической речью, вокалом, танцами — работали, в общем. А через полгода мы с Олесей, дочкой Нины Руслановой, должны были показать отрывок из пьесы Островского. И вот наступил ответственный день! И вышла трагическая оказия. Когда студенты показывают отрывок, два сокурсника сидят на занавесе и открывают и закрывают его на определенную реплику. Ну, например, на «Петя, заходи!» И вдруг в разгар действия, когда самый накал страстей, занавес внезапно закрывается! Нашу с Олесей реакцию сложно описать приличными словами, отчего зрители взорвались громким хохотом, а попросту вся аудитория ржала от того, как скромные девушки островских времен ругались, как заправские мужики. И только в этот момент мы поняли, что реплика повторяется в нашем отрывке дважды — в середине и в конце! Самое обидное, что хорошо подготовились и именно во второй части было много актерских придумок. А права на ошибку у тебя нет. Так что вышло так, что всю первую половину я проползала на карачках по сцене, даже не успев ничего толком сыграть. (Смеется.) Но каким-то макаром меня все же оставили на курсе за эти пол-отрывка. Можно сказать, я вползла в профессию. Это теперь думаю, что за меня хлопотала Тамара Васильевна Дегтярева — мой педагог, актриса театра «Современник», с которой впоследствии я играла в двух спектаклях — «Пигмалион» и «Время женщин», с которой я дружила. Как-то раз она мне рассказала, что, когда увидела меня на первом туре, всей приемной комиссии сказала, что я готовая артистка. И именно она мне помогла открыть себя на сцене. Это сложно передать словами, но когда она что-то мне объясняла, то так честно делилась своими эмоциями — будь то смех или слезы, что этим заражала, и хотелось быть, как она! А может быть, меня оставили еще и потому, что ВГИК — это кинематографический вуз и немало значил типаж, любит твое лицо камера или нет.

— На этом препятствия закончились?

— Если бы! Нужно было платить деньги — половина курса была коммерческая, половина бюджетная. Поскольку у меня это было первое образование, ведь диплом кибернетика я так и не получила, то мне надо было платить, а денег не было. Пришлось их искать. Это были девяностые, все было непросто: вокруг перестройка, мы приехавшие...

В конце концов каким-то чудом деньги нашлись. Но у меня начались переживания по поводу того, что я нужна ребенку, а меня нет рядом. Режим был такой: в 8 утра ты ушел из дому и в 23 часа вернулся. Ребенок в это время спит, почти никогда меня не видит и все время спрашивает: «А может быть, мама попала под машину?» Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала. На третьем курсе, помню, перед экзаменом по вокалу сидела в коридоре и думала: «Зачем я здесь вообще? Ребенок меня не видит сутками! Не надо было идти сюда, у меня мало что получается, наверное, мне нужно бросать институт». И тут же вторая мысль промелькнула: «Тебе не стыдно? Это может был твой последний «привод» в профессию». Все случаи, которые предоставляла судьба, я назвала «приводами», потому что как будто кто-то брал меня за руку, вел, а я упиралась: «Нет, у меня не получится!» И тогда в этом коридоре, как сейчас помню, перед сдачей зимней сессии я себе сказала: «Значит, так, встала и пошла! Вот если упрешься в стену или свалишься в бездну — тогда точно уйдешь из института и пойдешь воспитывать ребенка!» И я осталась доучиваться.

Фото: Анна Лисовская/из архива А. Бабенко

— Зато вскоре появилась знаковая для вас роль в фильме «Водитель для Веры», после которой вы стали знамениты. Сами придумали хромоту своей героини?

— Нет, она по сценарию хромала. Другое дело, что мы искали, КАК она это делает и отчего. Я придумала и написала ее биографию, пришла к режиссеру Павлу Григорьевичу Чухраю и рассказала обо всем, победно закончив: «Мне кажется, что у нее вот так было». Он отвечает: «Может быть». Такой реакции я удивилась и стала предлагать разные варианты ее болезней и, как следствие, хромоты. Он на меня смотрел уже как на полоумную. Ему, как кинематографисту, ничего этого не надо было, он точно знал, что хочет видеть в кадре. А я, как примерная ученица 5 класса «В», сдавала экзамен, и мне все время надо было оставаться отличницей.

Не всегда получалось. Я вообще не знаю, как туда попала. На пробах у меня была температура 40 градусов, но каким-то образом я хорошо сыграла сцену. Павел Григорьевич сказал: «Мне понравилась проба, но, как правило, то, что получается на пробах, не получается на съемке». Мне эта мысль глубоко запала. И когда пришел момент съемок, я провалила именно эту сцену и разрыдалась: «Зачем вы меня взяли? Я бездарная артистка! Я не оправдала ваших ожиданий! Простите меня, пожалуйста!» Будучи опытным режиссером, он успокаивал: «Ничего страшного, перенесем съемку на другой день». Хотя в кино это всегда сложно сделать. А во мне, видимо, всегда сидит папин перфекционизм — мы же дети пионерии, нужно быть выше всех, лучше всех, все на пятерку! Но я не пошла к психологу с этим бороться! (Смеется.) Подумала: «А вдруг будет хуже без перфекционизма?»

— Кроме борьбы с перфекционизмом, что еще вам запомнилось во время съемок этого фильма?

— Мы снимали «Водителя для Веры» два года. Съемки были в Севастополе — три экспедиции, последняя началась в августе. За это время все со всеми передружились — и артисты, и разные службы. Стало уже скучновато. И вот у нас обед, мы все сидим за одним столом и говорим: «Что-то у нас скучно, надо что-то придумать». И вдруг я спрашиваю: «А может, у кого-то день рождения скоро?» Все стали называть свои даты, очередь доходит до меня, и я понимаю, что ни у кого в ближайшее время такого радостного события не наблюдается. Тогда я с ложкой супа во рту говорю как бы между прочим: «У меня день рождения 15 августа». А это через две недели. Хотя на самом деле он у меня 31 марта. (Смеется.) Все воодушевились. Сама я забыла про это, а за день до придуманного мною события Любка — мой гример — спросила, как мы будем отмечать мой день рождения. И мне пришлось ей признаться, что я соврала. Потом придумала оправдание для всех остальных в случае, если обман раскроется до 15-го числа. Типа меня воспитывал дедушка, я так его любила, что хотела с ним родиться в один день, и, когда стала взрослой, переделала паспорт, а настоящий мой день рождения 15 августа. Чушь несусветная! Обман не раскрылся, и на следующий съемочный день я оказалась вся в цветах, шариках и с часами Swatch на тоненьком лаковом красном ремешке. А мне было и радостно, и стыдно. Я понимала, что никого не могу позвать в ресторан, потому что не могу же признаться во лжи. С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году. Обычно, узнав о такой двойке, все сочувственно реагируют: мол, наверное, умирала и второй раз родилась. А я думаю, что с этой ролью родилась для кино. С тех пор я люблю, конечно, отмечать его на съемочной площадке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Как ПТСР проявляется у детей и на что стоит обратить внимание

Forbes
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе «Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе

«Материалистка» перезапускает не только сердца, но и умные ромкомы

Правила жизни
По кругу По кругу

На краю деревни, среди леса стоит дом, в который хочется привести каждого

Seasons of life
Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу

История Франсуазы Саган, женщины, которая не хотела взрослеть

Forbes
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Сыендук Сыендук

Создатель диджитал-вселенной имени себя Сыендук УЖЕ разобрал на атомы Labubu

Собака.ru
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Император из Москвы Император из Москвы

Никита Ефремов — о подготовке к роли Николая II и неотвратимости смерти

СНОБ
Команда BIOCAD Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ru
Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик? Млечный Путь и Андромеда прямо сейчас мчатся навстречу друг другу — космический апокалипсис или слияние галактик?

Млечный Путь и Андромеда сейчас стремительно движутся навстречу друг другу

Inc.
Нужно – и точка! Нужно – и точка!

9 продуктов, которые необходимы на любой диете

Лиза
Карапузики, тупорылые рептилии и не только: 5 животных с самыми забавными названиями Карапузики, тупорылые рептилии и не только: 5 животных с самыми забавными названиями

Не рыбой-каплей едины: существа с необычными названиями

ТехИнсайдер
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Аркадий Водахов Аркадий Водахов

Как технарь с филфака Аркадий Водахов оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Собака.ru
Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма» Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма»

Павел Попов: как его изменила новая роль и что дает артисту работа в кино

Ведомости
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Квартира эгоистки Квартира эгоистки

Технологичный интерьер с зоной спа для успешной девушки

SALON-Interior
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами Как стать лучшим мужчиной в постели девушки: секс-эксперт Трейси Кокс поделилась секретами

Что служит причиной неудовлетворенности женщины и как это исправить

Maxim
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Открыть в приложении