Евгений Ткачук
Вообще феноменально. В деревне Лепсари под Петербургом актер и режиссер Евгений Ткачук создал первый в России конный драмтеатр и теперь строит на его базе творческую лабораторию и экологическую резиденцию — есть парижский театр «Зингаро» Бартабаса, есть «Желтая мельница» Славы Полунина рядом с местечком Crecy-la-Chapelle и есть «ВелесО» во Всеволожском районе. Сюда приезжают (да, и Юра Борисов тоже!), чтобы стать «велесовцами»: трудотерапия, сонастройка с природой и животными, ранний подъем. А для июльской премьеры — музыкальный спектакль «Люблинский штукарь» по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера — команда «AXE» готовит огненные декорации, композитор Иван Кушнир — саундтрек, а жеребцы Шукри-Дон, Валдай, Заботливый, Гротеск (и пони Капучино!) репетируют пластические этюды, чтобы наравне с артистами рассказать историю о гениальном фокуснике, акробате (и немного маге!) Яше Мазуре.
Только в 2022 году вышли фильмы, в которых Ткачук снялся у Ладо Квитании, Сергея Бодрова-старшего и сыграл с Алисой Фрейндлих. Чтобы застать Евгения в Лепсари, редактору Татьяне Зизе пришлось дождаться, пока у актера отменят съемочную смену в Дагестане. Все не зря: Таня думала, возьмет интервью у актера и режиссера, а вышел разговор с философом о гении Хамдамова, фатуме, скоморохах как русских жрецах и границах дозволенного.
I«ВелесО» — это антиурбанистический театр
Чем живет сейчас театр «ВелесО»?
Живем премьерой и работаем над ней. «Люблинский штукарь» по роману Нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера — это спектакль-воспоминание, покаяние артиста, гениального фокусника и даже чародея Яши Мазура, который в какой-то момент своей жизни и творчества переходит границу дозволенного.
Интересно, где находится эта граница?
Когда корысть начинает преобладать над божественным даром. Когда человек начинает использовать близких и любимых в своих целях, не думая о последствиях. Когда пропадают дар и смысл. Когда творец вступает в свой главный конфликт: чтобы развиваться, ему нужно двигаться, и он еще не понял, что движение в сторону медных труб — псевдоразвитие.
Ой, это спойлер! Интересный, актуальный, но сложный материал. Почему его выбрали?
Материал действительно непростой, и как-то он сам «выбрался». Итог романа Зингера — отшельничество главного героя. Нашему театру эта тема близка, в некотором смысле мы тоже отшельники — находимся за городом.
Я бы даже сказала обособленно — и территориально, и по смыслам.
«ВелесО» — обособленная и в хорошем смысле местечковая история. Для нас не так важно количество зрителей, сколько ценны те, кто по-настоящему хочет погрузиться в наш мир. У нас особенная публика: к нам едут из других городов России, из-за границы. Часто это семьи с детьми, которые любят путешествовать. «ВелесО» — антиурбанистический театр, где мы контактируем с природой на уровне внимания, созидания. Надо сказать, это сложная форма — и форма еще не законченная. Мы ее не обрели — только исследуем.
Акробатические снаряды, декорация в виде гигантского разводного моста — судя по тому, что мы сейчас у вас тут видим, «Люблинский штукарь» — это спектакль с трюками?
Да, мы выбрали цирковую подачу. Этого потребовали и роман Зингера, и образ главного героя Яши — он ведь еще и акробат, и музыкант, и чревовещатель, и дрессировщик. Над декорациями для «Люблинского штукаря» потрудились творцы Инженерного театра «АХЕ», его сооснователь Павел Семченко и архитектор, художник-технолог Николай Хамов. «AXE» изобрели конструкцию, которая позволит артистам делать трюки в невесомости, и построили фантазийный мир, в котором происходит самое главное — Яша осознаёт свою сущность и принимает свой путь.
Кто сыграет Яшу — главного героя?
Андрей Черепанов, очень интересный артист, который не первый год работает у нас в театре. Он нашел контакт со всеми лошадьми и сейчас нарабатывает пластический опыт. Думаю, Андрей покажет интересные выходы к свободе.
Вы сами выходите на сцену в спектакле?
Планирую, но не скажу, как именно. Хочется, чтобы не было понятно, где я — и был ли.